Важная и нужная статья в немецком “Шпигеле” о вере древних египтян. Основные реперные точки отмечены верно, и эта статья помогает лучше понять аватарианство, новую глобальную религию моего АИ-мира, выросшую из древней веры египтян. Чем более вы знаете и любите, чем вернее понимаете их веру, тем лучше и ярче раскроются перед вами аватарианство и “Божественный мир” в целом. И наоборот: если не знаете и не любите, если для вас Ра, Осирис, Исида, Сет, Нефтида, Гор и пр. – в том же ряду, что Зевс, Баал, Мелькарт, Перун и Локи, то и аватарианство не поймёте, будете считать язычеством. Нет, они в другом ряду, в том же, что и Яхве, и Христос: собственно, они этот ряд начали.
“Древние египтяне знают только одного бога — бога-творца, у которого может быть несколько имен” – Птах, Ра, Амон, Атум, Хнум и т.д. “Аватары божества символизируют одного бога в разных ипостасях“, – указывается в статье, и в этом же самая суть аватарианства.
Аналогично, в аватарианстве боги-аватары – ни что иное как различные воплощения единого Бога-Творца, его ипостаси, “ответственные” каждая за свой набор сфер. А бог-император, он же фараон, в свою очередь, живое воплощение одного из аватаров, как фараоны древности считались воплощениями бога-сына Гора. Боги-аватары отвечают перед Творцом, а император-фараон, единственное божество в мире людей – перед аватарами Творца. “Я за всё в ответе, только я одна. В ответе перед теми, кто глядит на нас со звёзд и судит каждую живую душу в этом мире“, – так или иначе повторяет себе моя главная героиня.
Есть, конечно, и различия. Боги Египта антропоморфны или звероморфны, а в аватарианстве – никогда, там это трансцендентные сущности, ничем не похожие на людей или зверей. Непознаваемые и необъятные, они обозначаются отдельным понятием “что-то или кто-то” и называются в среднем роде – “оно”.
Оно – это и Бог-Творец, и его посланцы-аватары, и Асфет, силы Хаоса, антагонистичные Маат, Божественному порядку аватаров. Понятно, что у безликих трансцендентных сущностей нет и не может быть изображений. Творец – это не добрый дедушка на облаке, Асфет – не дьявол, не козлище и не Леворукий, аватары – не архангелы. Но есть аллегорические символы, которыми определяют аватаров: Феникс, Кракен, Саламандра и т.д., всего таких двенадцать. Изображения же допустимы для богов-людей, т.е. для императоров-фараонов. Их иконы в аватарианстве выполняют ту же роль, что в христианстве – иконы святых. В системе сложных многуровневых иерархий “Божественного мира” простые люди не могут воззвать прямо к верховному Богу или к его посланцам-аватарам, но могут – к богу-императору и всей “божественной власти”, т.е. к самому государству: оно и является подлинным богом для граждан, подробнее об этом см. в главе 32 “Наследников Рима”.
В “Саммите” король свободной Галлии, уже не язычник, а скорее скептик, запрещает ввоз в свою страну икон римской императрицы, справедливо усматривая в них орудия имперского прозелитизма. Но потом, пообщавшись с нею лично, он снимает свой запрет, так как понимает: можно запретить изображения, но невозможно запретить идеи. Идеи под запретом обретают ещё большую притягательность. Противостоять идеям можно только с помощью альтернативных идей, в честной и свободной конкуренции.
Аватарианство смотрит по-другому и на события древнейшей египетской истории, которые у нас проходят лишь по части мифологии. В “Прощании с Аммоном“, приквеле “Божественного мира”, Сет убивает своего старшего брата Осириса не из зависти и ревности – нет, нет и нет! – а из-за принципиальных мировоззренческих и политических разногласий. На мой взгляд, это куда более серьёзная причина для первого и главного братоубийства в человеческой истории. Сет по-другому, жёстче, циничнее и прагматичнее, смотрит на цивилизаторскую миссию нетеру (богов-посланцев). Не сумев убедить царственную чету Осириса и Исиду в своей правоте, Сет убивает брата и берёт власть в свои руки. Это запускает цепь трагических событий, которые в конечном счёте приводят миссию богов-нетеру к завершению, а их самих – к уходу с Земли; остаётся только Гор, родоначальник фараонов. Тысячи лет спустя, в АИ “Божественного мира”, аватарианство, новая глобальная религия, возвращает богов-аватаров Творца в новых обличиях и с новой миссией спасения и возрождения уже римской цивилизации.
Этот последний момент очень важно понимать. Привычный для фэнтези троп “возвращения древних богов” здесь, в твёрдой и реалистической АИ, неактуален. В одну реку истории нельзя войти дважды. Мир изменился, он совсем не тот, каким был 10-12 тысяч лет назад, после Ледникового периода, в эпоху девственной истории, предшествующую началу Египта. Его уже не нужно цивилизовать с нуля. Это мир развитой эллинистической и римской Ойкумены, зороастризма, иудаизма и язычества, победоносных варваров и теснимых ими римлян. В этот мир Поздней Античности возвращаются не древние боги Осирис, Исида и пр., а новые, аватары-воплощения всё того же единого Бога-Творца, который был, есть и будет всегда. Если угодно, это их новый релиз, боги Египта (и Рима) 2.0.
Но вопреки бредовым трактовкам горе-читателей, пресловутых “заклёпочников”, в самих текстах нет – и никогда не было! – ни малейших свидетельств того, что божества или какие-то иные сверхъестественные сущности действуют в альтернативно-историческом мире реально. Боги-аватары реальны лишь в той мере, в какой они реальны для людей, которые в них верят. Подробнее об этом см. в разделе “Вопросы и ответы” авторского сайта.
Итак, аватарианство – модернизированная версия древнеегипетской религии для новой римской Ойкумены, мира победившей античности, который выжил и преобразился в постоянных схватках с варварами, а олимпийское язычество, иудаизм и христианство, взяв от них всё нужное, оставил на другой колее истории.
Related Posts
- Порядок чтения цикла "Божественный мир" / 24.03.2019
После публикации "Сияния тысячи солнц" снова возникли вопросы, в каком порядке читать цикл "Божественный мир". Лучше - в хронологическом, но не обязательно: 0. Прощание с Аммоном (приквел, ~10 тысяч лет до н.э.) I. НАСЛЕДНИКИ РИМА (1785-1788 н.э.): 1. Нарбоннский вепрь 2. Боги выбирают сильных 3. Воскресшие и мстящие + Легенда…
- Отзыв Дмитрия Володихина на "Божественный мир" / 19.05.2018
Отзыв многоуважаемого коллеги Дмитрия Володихина, весьма лестный для меня. Что касается критики "Божественного мира" с христианских позиций, признаюсь, я к ней не готов: сам отношусь к христианству с огромным почтением, как к великой созидательной религии, сформировавшей всю нашу цивилизацию, без неё мир, в которым мы живём, был бы немыслим. Но у…
- ПАНДОРАВИРУС. План-тизер новеллы из цикла "Божественный мир"
Спросили, почему я, раз уж выступаю в качестве политолога-писателя-фантаста, не пишу фантастику про нынешнюю пандемию и мир после неё. "Разве это не ваша тема, пишут же в сборники?" Да, моя. И не моя, смотря как воспринимать. Тема может быть одна, а подходы к ней разные, и разные возможности донести их…