Аморийская (Новая Римская) империя — государство в северной части африканского материка, занимает также Пиренейский полуостров и близлежащие острова в Средиземном море, Атлантическом и Индийском океанах. Общая площадь более 10 миллионов кв. км. Официальный язык народа — аморийский индоевропейской группы, патрисов — сиа (синтезированный на основе греческого и латыни). Господствующая идеология — Учение Аватаров. Официальная столица, или космополис, — Темисия, священная столица, теополис, — Мемнон, первая столица — Элисса (Карфаген), крупнейший океанский порт — Гелиополь, финансовый центр — Киферополь. Городское население — 67% от общего числа жителей, причём более 20% проживают в мегаполисах — Темисии, Гелиополе, Ракоте и Нефтисе.
Официальная история
Во времена Октавиана Августа племя амореев обитало в Анатолии, в горах Западного Тавра. Вождём племени был Фортунат, участник походов Цезаря и Августа. Двенадцать сверхъестественных сущностей, называющих себя аватарами, посланцами Бога-Творца, явились Фортунату в образах мифологических существ, и передали Откровение. Руководствуясь им, Фортунат организовал исход амореев. После Катаклизма, обещанного и проведённого аватарами, новой родиной амореев стала Северная Африка, названная Фортунатом Аморией, а он сам стал первым правителем новой империи.
Усилиями Фортуната и его преемников было основано мощное централизованное государство, со временем ставшее единственной сверхдержавой мира.
Природа и климат
После Катаклизма природные условия в средиземноморском регионе и, особенно, Северной Африке, существенно изменились. Так, на месте пустыни (Сахары) оказались новые горные хребты, плато, водоёмы, леса, и т.д.
В настоящее время (1785 год после Пришествия Аватаров) климат в Амории варьируется от экваториального в Сиренаике (Центральная Африка) до умеренно континентального в Верхней Гераклее (Пиренейский полуостров).
В Темисии, столице Амории, лето тёплое, но не жаркое, зима дождливая, обычно без заморозков.
На территории Амории — несколько аномальных климатических зон, например, нагорье Танат в Стимфалии, где постоянно наблюдаются геомагнитные возмущения, амплитуда температур в течение года может достигать 100 градусов.
Полагают, что причиной аномалий является Эфир (см. ниже).
Государственное и общественное устройство
Амория — конституционная теократическая монархия. Роль конституции выполняет Завещание Фортуната, основателя государства и государственной идеологии.
Единственной разрешённой идеологией является Учение Аватаров (аватарианство), все остальные вероучения, конфессии, секты и т.п. официально запрещены и преследуются по закону; в виде исключения некоторым т.н. «отсталым» народам, а также рабам, разрешено следовать их традиционным верованиям. Для всех остальных ересь, то есть отступничество от аватарианской веры, считается наиболее тяжким государственным преступлением. Объединение приверженцев Учения Аватаров называется Священным Содружеством и включает в себя всех квиритов, граждан Аморийской империи, а также варваров, принявших аватарианство. Государство и Содружество образуют единое целое.
В основе аватарианской веры лежат следующие постулаты:
õ создателем всего Сущего является Творец-Пантократор (Старший Бог);
õ среди всех народов Ойкумены аморийцы являются Богоизбранным Творцом-Пантократором народом;
õ свою волю смертным Творец-Пантократор передаёт через богов-посланцев, или аватаров (Младших Богов);
õ аватары покровительствуют аморийской цивилизации и являются небесными хранителями Империи аморийцев;
õ представителем Творца-Пантократора и аватаров среди людей является старший из живущих потомков Фортуната-Основателя по прямой линии, в нём (или в ней), согласно Выбору, воплощается один из двенадцати богов-аватаров.
Глава государства — август (Божественный император, он же фараон) — также считается верховным главой Священного Содружества, сувереном народа и источником всей власти в государстве. Воля августа, объявленная императорским эдиктом, считается истиной в последней инстанции. В форме эдиктов осуществляются назначения должностных лиц, даруются награды и объявляются наказания, утверждаются законы и договоры, и т.д. Однако в действительности август исполняет, главным образом, сакральные, представительские и церемониальные обязанности, а власть от его имени осуществляет разветвлённый государственный аппарат.
Высший орган Священного Содружества — Святая Курия — выполняет функции главной судебной и идеологической инстанции. Членами Курии являются двенадцать первоиерархов, или верховных кураторов, Орденов Содружества; каждый Орден соответствует определенному аватару. Первоиерархи Орденов занимают пост понтифика, главы Курии, по очереди, в Год своего аватара (например, первоиерарх Ордена Кракена становится понтификов в Год Кракена, а с наступлением Года Симплициссимуса начинается понтификат первоиерарха Ордена Симплициссимуса).
Аморийская аристократия (патрисы) представлена в система власти Сенатом. Согласно Завещанию Фортуната, каждая княжеская семья делегирует в Сенат старейшего члена, «главу фамилии», который, в свою очередь, может передать место сенатора другому члену своей семьи. По состоянию на 1785 год в Сенате насчитывалось 218 членов, из них почти треть составляли женщины; средний возраст сенаторов — 65 лет. Глава Сената, принцепс, то есть «первый среди равных», избирается сенаторами на неопределённый срок с возможностью отзыва в любое время.
Органом представительства народа (плебеев) является Плебсия, или Народный Дом. Выборы плебейских делегатов проходят в один и тот же день, Первого Фортуналий каждого года, но от разных провинций. Например, в Год Грифона избирают делегатов от Кифереи, в Год Кракена — от Дориды, в Год Сфинкса — от Метиды, и т.п. Таким образом, срок полномочий каждого народного избранника составляет 12 лет. По состоянию на 1785 год Плебсия насчитывала 3807 делегатов со всех концов Империи, из расчёта 1 делегат от 12 тысяч плебеев. Глава Плебсии, народный трибун, избирается делегатами на один год с возможностью многократного переизбрания.
Сенат и Плебсия совместно принимают законы, которые затем утверждаются августом и публикуются в виде императорских эдиктов. Сенаторы предлагают делегатам для согласования кандидатуру первого министра. Чтобы стать первым министром, кандидат должен собрать большинство голосов и сенаторов, и делегатов, лишь после этого его утверждает август.
Первый министр является главой имперского правительства, то есть органа власти, который управляет Аморийской империей. Первый министр формирует правительство самостоятельно. Всего в правительстве 12 министров. Помимо министерств, имеются правительственные департаменты, их количество и функции определяет сам первый министр. Со своего поста первый министр смещается августом на основании заявления об отставке либо решения простого большинства сенаторов и делегатов, тех и других по отдельности. Министры и другие высшие должностные лица назначаются и смещаются августом по представлению первого министра.
Территориальное управление в Амории осуществляется государственными чиновниками, — архонтами, губернаторами, экзархами, префектами, — которые назначаются и смещаются августом по представлению первого министра. Архонты провинций образуют Коллегию Архонтов; председатель Коллегии, первый архонт, сменяется ежегодно (например, в Год Единорога первым архонтом является наместник Лаодики, а с наступлением Года Сфинкса он передаёт председательство архонту Метиды).
Большая Консистория, общее собрание членов всех пяти органов власти — Курии, Сената, Плебсии, Имперского Правительства и Коллегии Архонтов — собирается по торжественным случаям, например, для оглашения тронной речи августа; никакими властными полномочиями это государственное собрание не обладает.
Малая Консистория, или просто Консистория, представляет собой государственный совет из понтифика, первого министра, принцепса, трибуна и первого архонта. Консистория — важнейший орган согласования интересов аморийской элиты. В отдельных случаях, например, при назначении временного главы правительства, рескрипты Консистории подменяют собой эдикты августа.
Массовые политические организации в Амории запрещены; роль партий выполняют фракции, например, в Сенате, собрании родовой знати, или Плебсии, органе народного представительства.
Мужчины и женщины уравнены в правах, дискриминация по половому признаку в Амории считается пережитком варварства и преследуется по закону. Фактически в Амории наблюдается традиционное «разделение труда» межу мужчинами и женщинами. Так, среди военных большинство — мужчины, среди врачей — женщины. Чем выше исходное общественное положение женщины, тем больше у неё шансов сделать успешную карьеру. Участие женщин в политике приветствуется государством и обществом.
Основы аватарианской веры
Аватарианство — не столько религия, сколько всеобъемлющая идеология: нет ни одной сферы жизни, для которой оно не стремилось бы установить свои порядки. Аватарианство неотделимо от государства и общества. В аватарианстве нет «священного писания», вопросы вероучения неотделимы от законодательства и в силу этого обычно регулируются императорскими эдиктами, вердиктами Курии и энцикликами понтификов Курии. При этом аватарианство демонстрирует внешний либерализм: ритуалы просты, от рядовых последователей учения практически не требуется какой-либо самоотдачи.
Важнейшими составными частями аватарианства являются учения: о душе; о Добре, Зле и Гармонии; об устройстве мира; о власти; о добродетели и грехе.
Учение о душе
Согласно аватарианской вере, душа человека живёт в его теле, а после смерти тела отправляется на небесный суд богов-аватаров. Те и определяют, достойна ли она нового воплощения. Если достойна, душа воплощается снова. Если аватары определяют, что прегрешения души чересчур велики, ей даётся своеобразный «испытательный срок», в течение которого дети либо последователи «подсудимого» должны своими действиями исправить его грехи. Когда это происходит, «подсудимая» душа получает новое воплощение. В особо тяжких случаях, когда мирские грехи настолько велики, что не подлежат исправлению, аватары развоплощают душу, и она исчезает, растворяется во времени и пространстве. Развоплощение души является самой страшной карой для правоверного аватарианина.
Боги-аватары властны не только карать, но и вознаграждать. Души праведников, то есть людей, бывших в земной жизни преданнейшими последователями аватарианской веры, не воплощаются заново, а направляются аватарами в Элизиум — «обитель блаженных». Никто не знает, где лежит она: на земле, в Космосе или в Астрале; чаще всего высказывается предположение, что Элизиум, или Поля Иалу, есть часть Дуата, загробного мира. Точно известно одно: Элизиум — страна вечного лета, счастья и процветания. Однако блаженные души, населяющие Элизиум, проводят свою вечную жизнь не в праздных забавах — они помогают аватарам Творца «воспитывать» новые человеческие души, то есть заботятся о верности Учению будущих поколений.
В отличие от душ всех остальных смертных, душа бога-императора (августа или августы) не проходит через небесный суд аватаров. Ведь она безгрешна по определению. После смерти земного бога его душа воспаряет к Эфиру, где, согласно Учению, обитают сами аватары, чтобы войти в их небесную свиту. Более душа императора никогда не воплощается. Считается, что все прежние боги-императоры во главе с самим Фортунатом взирают на грешный мир с высоты Эфира и помогают богам-аватарам своими советами. Между прочим, подобная привилегия аморийских монархов хоть как-то компенсирует их безвластие здесь, на земле.
Учение о Добре, Зле и Гармонии
Согласно аватарианству, добро и зло — понятия относительные. То, что для одних — добро, для других — зло. Добрый поступок не равнозначен благому, а злой — греховному. Зло само по себе не есть грех, потому что в конечном счёте может обернуться добром. Равно и добро не есть благо, ибо может обернуться злом. Смертный не в силах сам определить, каков его поступок, добрый или злой, — за него это делает Фатум (т.е. Творец-Пантократор), посредством своих посланцев, богов-аватаров, которые, в свою очередь, действуют либо сами — на небесном суде душ, либо, в течение земной жизни людей, — через бога-императора, в котором воплощаются согласно Выбору.
Добру покровительствуют аватары Саламандра, Грифон, Пегас и Единорог, Злу — аватары Цербер, Химера, Кракен и Симплициссимус. Например, считается, что достаток дарует Грифон, а урожай — Единорог. Стихийные же бедствия все по части второй четвёрки: вулканами и землетрясениями люди обязаны Церберу, смерчам, ураганам и засухам — Химере, цунами и наводнениями — Кракену, эпидемиями — Симплициссимусу.
Это не значит, однако, что первая четвёрка представляет «добрых» богов, а вторая — «злых». Согласно Учению, этические категории неприменимы к таким непознаваемым сущностям, как Творец-Пантократор или его посланцы-аватары. Аватары Зла заслуживают такого же смиренно-почтительного отношения, как и аватары Добра, потому что из добра и зла равно состоит жизнь.
Относительность добра и зла не означает, что аватарианство разрешает творить бесчинства. Согласно Учению, в жизни аватарианина не должно быть перекоса в ту или иную сторону. Он обязан беречь в своей душе Гармонию — Великое Равновесие, установленное самим Творцом.
Гармония — центральное понятие аватарианства. Согласно Учению, аморийская цивилизация является разумной, равновесной, гармоничной системой, что подтверждается её Богоизбранностью. Покровительствуют Гармонии четыре аватара: Кентавр — гармонии между силой и душой (т.е. между физическим и духовным в человеке); Дракон — гармонии между правителями и подданными; Сфинкс — гармонии между знанием и тайной; Феникс — гармонии между жизнью и смертью. Именно нарушение Гармонии в чем бы то ни было является грехом. Например, суетное стремление свершить как можно больше добрых дел считается, с точки зрения аватарианства, грехом гордыни; полагая, что он творит добро, человек может на деле творить зло.
Учение об устройстве мира
Согласно Учению, Ойкумена (обитаемый мир) делится на две части: цивилизацию и варварство. Цивилизацию представляет Аморийская империя, варварство — все остальные страны и народы Ойкумены. Согласно Учению, последние пребывают на неизмеримо более низкой стадии развития, нежели аморийцы, и такое состояние сохранится до тех пор, пока они не примут Учение и не признают верховную власть Божественного императора. Но даже и тогда бывшие варвары, ставшие неофитами аватарианской веры, не станут равными аморийцам, поскольку на них не будет распространяться привилегии Богоизбранного народа. Идея Богохранимой Империи оправдывает надменное отношение ко всем иным народам, обосновывает рабовладение и расовое неравенство. Идея неравенства народов, каст, сословий и других групп пронизывает Учение Аватаров. С другой стороны, она способствует соперничеству, а от аморийцев требует постоянных зримых свидетельств их превосходствам над варварскими народами.
Согласно Учению, даже души у аморийцев и варваров отличаются друг от друга. Душа аморийца — яркая, красивая, светлая и целеустремлённая сущность; душа варвара — нечто, напоминающее амёбу, создание тусклое и бессмысленное по определению. Души варваров, отвергающих свет аватарианской веры, не проходят через небесный суд аватаров, они умирают вместе с физическим телом и более не возрождаются. Согласно одной энциклике XV века, «варварство наличествует для того, чтобы оттенить превосходство цивилизации». Варвары-язычники официально считаются в Амории созданиями, стоящими между животными и цивилизованными людьми. Это, между прочим, не мешает аморийцам торговать с ними. Но любой мелкий торговец-плебей, вступая во владения самого могущественного властелина варваров, в мыслях своих полагает последнего не более чем прахом у своих ног.
Учение о власти
Власть для аморийцев — не просто управляющая сила. Власть и Вера неразделимы: император-август является верховным главой государства и, в то же время, он — единственное божество, обитающее на земле, среди людей. Таким образом, выражение «вся власть — от бога» обретает в Амории самое что ни на есть зримое воплощение. Слово бога-императора — закон; поскольку все иные власти так или иначе назначаются (хотя бы и формально) августом или выступают от его имени, их слово — также закон.
Пирамида имперской власти достаточно сложна, однако главное правило здесь — беспрекословное повиновение нижестоящих вышестоящим и почтение к ним. Споры и дискуссии разрешаются и поощряются, но только между равными, т.е. между людьми, стоящими на одной ступеньке социальной иерархии: например, между плебейскими делегатами и сенаторами, между членами Святой Курии, между патрисами; но дискуссия, к примеру, между первоиерархом Ордена и рядовым иереем — недопустима. Не только этикет, но и Учение, и закон требуют от каждого аморийца знать своё место. Что положено легату, то запрещено центуриону; что указано патрису, о том не может мечтать плебей, а что вправе плебей, то лишь чудом способен добыть вольноотпущенник. Для аморийца неуважение к власти, бунтарство — следующий по тяжести после неверия и ереси грех.
Учение о добродетели и грехе
Добродетелью признаётся искреннее следование Учению, верность богу-императору и повиновение его представителям, стремление к порядку и гармонии во всём; грехом являются любые отступления от этих добродетелей. Следует, однако, признать, что аморийская верхушка понимает опасность злоупотребления покорностью народа (особенно после взрывного восстания плебеев в XIV веке). Для тех из подданных, кто знает своё место и не покушается на основы режима, существует широкая свобода самовыражения — разумеется, в пределах разрешённого их касте. Так, в принципе любой, даже самый последний нищий плебей, обитающий на городской свалке, может когда-нибудь вырасти в понтифика или первого министра; обедневший патрис может стать избранником прекрасной кесаревны и войти в священный Дом Фортунатов; наконец, даже раб, добывающий камень в Оркусе, может в один прекрасный день получить свободу и сколотить себе состояние. Однако кем бы кто ни был — рабом, плебеем, патрисом или даже самим земным богом — если он впадает в ересь, расправа с ним будет скорой и беспощадной.
Ересь, то есть «преступление против богов и установленного ими порядка», считается тягчайшим из всех возможных прегрешений. Еретики наказываются строже, чем убийцы и изменники; так, «государственная измена», переквалифицированная священным судом в «государственную ересь», может быть наказана такими жестокими карами, которые затронут не только самого «еретика», но и его родственников и друзей, всех, кто может быть замешан в ереси.
Впрочем, процессы по делам о ереси крайне редки в современной Амории. Именно поэтому такой широкий резонанс и даже шок у общества вызвал процесс над Марком и Януарием Ульпинами и их последователями.
Наказания за грехи
Согласно Учению, самым страшным наказанием за грехи является развоплощение души на небесном суде аватаров. Но ждать небесного суда, чтобы наказать отступника, — само по себе грех. Аватарианство требует от Богохранимой империи карать еретиков присущей государству силой.
Смертная казнь как таковая, в сущности, не является карой: убивая еретика, государство всего лишь отправляет его душу на небесный суд, который и определит её дальнейшую судьбу. Поэтому государство предоставляет еретику возможность перед смертью раскаяться. Раскаянию покровительствует аватар Саламандра, владыка стихии очистительного огня; вот почему еретиков, как правило, сжигают на кострах.
Тяжёлым наказанием для аморийца является отлучение от Содружества, т.е. исключение из числа последователей аватарианской веры. Оно означает, что отлучённый недостоин милостей богов-аватаров. Отлучение налагается императором-августом по представлению Курии, либо понтификом Курии от имени августа. Как правило, оно сопровождается различными «сопутствующими» карами, как-то: лишение гражданских прав, позорный столб, тюремное заключение, ссылка в отдалённые провинции или за пределы Аморийской империи, и др. Применяется по отношению к еретикам и другим особо опасным государственным преступникам.
Прощение грехов
Незначительные, частные грехи, не относящиеся к вопросам веры, пороки, такие как чревоугодие, можно замолить примерным поведением. В грехах также можно исповедоваться иерею того аватара, который покровительствует грешнику. Прощать (отпускать) грехи вправе бог-император как представитель богов-аватаров в мире смертных. Фактически, однако, сословие иереев исполняет это право за него, причём иереи отпускают грехи соответственно своему сану; так, грех словоблудия может отпустить на исповеди и рядовой служитель Содружества, а вот ради прощения греха убийства (т.е. за помилованием) следует обращаться к самому августу.
Знание
В аватарианстве научное знание является неотъемлемой частью Учения. Считается, что Знание было даровано Фортунату богами-аватарами вместе с Откровением, и нет знания сверх того, что было даровано Свыше; всё, что не укладывается в рамки Учения, — ересь.
Такие открытия, как паровые двигатели и порох, в своё время были объявлены еретическими, а электричество «уцелело» лишь потому, что оно предстаёт природным явлением и более удобно для использования в жизни, чем «божественный» эфир. Единственным видом энергии, «рекомендованным к применению», является собственно эфир.
Однако представления о том, какие научные открытия и достижения являются еретическими, а какие — богоугодными, постоянно меняются; за этим также следят иереи.
Научный прогресс находится под строжайшим надзором Святой Курии; её особая комиссия — Конгрегация Вероучения — выносит вердикты по всем вопросам, связанным с применением научных знаний.
Божественное Знание хранят иереи Сфинкса; отшельнические монастыри Метиды на самом деле являются также крупнейшими центрами научной мысли. Там проводятся исследования и опыты в различных сферах, в том числе и запрещённые официально. Вот почему, между прочим, иногда самые главные хранители Божественного Знания становятся еретиками — именно это произошло с Марком и Януарием Ульпинами.
Иереи
Иерей (иерисса) — жрец или жрица одного из двенадцати богов-аватаров. Иереями могут быть как патрисы, так и плебеи — но только квириты, граждане Империи, не рабы, не вольноотпущенники и не варвары. Иерей не может заниматься чем-либо помимо служения Священному Содружеству. Для многих плебеев перспектива стать иереем — самый надёжный шанс занять высокое положение в обществе и обрести реальную власть; в государстве, где единственная разрешённая идеология является также и безраздельно господствующей во всех сферах жизни, иереи — самое влиятельное сословие.
Поскольку боги-аватары лишены половых черт, иереями могут быть как мужчины, так и женщины. Нередки случаи, когда женщины становились верховными кураторами, первоиерархами Орденов Содружества, а в положенный год занимали должность понтифика. В настоящее время (1785) в Курии 5 женщин, а среди кураторов, то есть членов конклавов Орденов, их 37%.
Обычно детей готовят к службе богам с 4-5 лет, а если в результате Выбора ребёнку выпал аватар Сфинкс, покровительствующий культам, — ещё раньше. Существуют специализированные школы для иереев — единственные, где патрисы и плебеи учатся совместно. Иереем может стать человек любого возраста и общественного положения — но только если сдаст строгий экзамен перед комиссией кураторов своего Ордена.
На иереев налагаются следующие формальные ограничения: им запрещается вступать в брак и интимную связь, носить растительность на голове. Преступившие эти правила считаются преступившими закон и подлежат суду; осуждение автоматически влечёт лишение должности и сана. К примеру, за интимную связь иерей, как правило, осуждается на пожизненное заточение в отдалённом монастыре в Метиде или Стимфалии. Однако иерей, заимевший детей до принятия сана, не обязан отказываться от них; важно, чтобы он не вступал в брак или конкубинат после принятия сана. Чтобы избавить себя от плотских соблазнов, многие иереи проходят добровольную стерилизацию или кастрацию; однако принудительное проведения указанных процедур категорически воспрещается.
Иереям положено ритуальное облачение — хламида и инфула.
Ритуалы
Ритуалы аватарианства относительно просты, и их немного. Это прежде всего Выбор, затем введение в сан нового иерея или куратора, интронизация (для понтифика и верховного куратора), коронация августа, исповедь, бракосочетание и погребение. Коронация августа и интронизация понтифика проводятся исключительно в Храме Фатума в Мемноне. Ритуалы Выбора и бракосочетания проводятся в пантеонах, все остальные ритуалы — в монтеонах.
Ритуал Выбора считается наиболее значимым событием в жизни каждого аватарианина. Проводится вскоре после рождения ребёнка или новообращения в Учение (для неофита) и означает определение аватара, который будет покровительствовать человеку в течение его оставшейся жизни. Ритуал заключается в следующем: иерей вращает своеобразное «Колесо Фортуны» с изображёнными на нем абрисами богов-аватаров. Тот аватар, на котором остановится колесо, и считается отныне небесным покровителем «сделавшего Выбор». Результат Выбора удостоверяется иереем и заносится во все документы. Фактически Выбор — второе и главное рождения для аморийца.
Выбор аватара-покровителя в значительной мере определяет дальнейшую судьбу человека. Например, с большой вероятностью можно утверждать, что выбравший Кентавра станет врачом или спортсменом; выбравший Кракена свяжет свою судьбу с морем, а выбравший Дракона — с государственной службой. Выбор определяет не судьбу человека, а её общее направление, путь, по которому намерен вести человека Творец-Пантократор.
Молитвы и приношения
В аватарианстве не существует строго определённых текстов молитв и правил моления. Каждый аватарианин вправе обращаться к богам теми словами и мыслями, которые изберёт сам. Согласно Учению, аватары видят и слышат всех и каждого в отдельности, все явные и тайные желания, обращённые к ним. Обмануть Творца и его посланцев невозможно. Поэтому всё, что случается с человеком в жизни, считается милостью богов-аватаров. Горести и бедствия также интерпретируются как милости аватаров — значит, таково было тайное желание самого человека, в котором он не отдавал себе отчёт.
Аватарианство не требует от своего приверженца поклонения Творцу-Пантократору и богам-аватарам. Божественным сущностям ничего не может быть нужно от смертных. Всё, что человек может дать, он даёт лишь самому себе или себе подобным. Он не может что-либо предлагать Творцу и аватарам, — он может лишь просить у Них. Даже спасение и воплощение души — личное дело самого человека; Им безразлично, сколько людей спасётся и сколько душ воплотятся для новой жизни. Если все аморийцы проявят себя недостойными милостей Творца, Он изберёт другой народ либо вовсе обратит свой всемогущий взор на другую планету. Согласно Учению, истинная вера нужна самим людям, а не Творцу и его посланцам, Они проживут без веры смертных в Них, а аморийцы без истинной веры погибнут.
Тем более Они не нуждаются в каких-либо жертвоприношениях. Согласно аватарианству, всякий поступок человека сам по себе уже есть приношение: плохие поступки — аватарам Зла (Цербер, Химера, Кракен, Симплициссимус); хорошие — аватарам Добра (Саламандра, Грифон, Пегас, Единорог); поступки, в которых добра и зла поровну либо они неотделимы друг от друга — аватарам Гармонии (Кентавр, Дракон, Сфинкс, Феникс). Человек не может сам определить, каков его поступок, — это делают боги.
Силы, противостоящие Творцу и аватарам
Согласно Учению, Творец-Пантократор всемогущ. Он не добр и не зол. Он создал этот мир и всё Сущее. Ему равно покорны силы Добра и Зла, Тьмы и Света, Движения и Покоя. Среди всех народов планеты Земля Творец избрал аморийцев и дал им Гармонию. С целью утвердить её среди людей Творец направил своих аватаров, богов-посланцев, а уже они, действуя через Фортуната, даровали аморийцам Маат, Божественный порядок.
Однако силы, определяемые как Хаос или Асфет, стремятся разрушить Гармонию и свести людей с пути Маат. В представлении аморийцев дьявол — олицетворение не Зла (для этого есть четыре аватара — Цербер, Химера, Кракен и Симплициссимус), а именно беспорядка, хаоса и варварства. Асфет коварен; будучи не в силах в открытую одолеть Творца и его верных посланцев, аватаров, Асфет пытается внушить аморийцам еретические мысли, чтобы люди сами отступились от Учения богов-аватаров. Подданный Империи, утративший веру или впавший в ересь, представляет собой очевидную победу Асфета, который всегда рад помочь приверженцу Содружества сгубить свою душу.
Вся ересь — от Асфета. Какие бы аргументы не приводили еретики в оправдание своей ереси, она является плодом их сделки с Асфетом, в результате которой он получает человеческую душу, а человек, уступивший её, в свою очередь, надежды на исполнение своих желаний. Эти надежды напрасны: нет таких желаний, которые не могли бы удовлетворить боги-аватары, Асфет же, напротив, не в силах удовлетворить ни одно из них — он способен только подрывать Маат и множить Хаос, плодить энтропию в мире.
Так же, как и Творец, Асфет не является кем-то или чем-то, что можно увидеть, изобразить, понять и познать. Асфет не имеет облика, формы, цвета и пр. — это нечто чужое, враждебное, нечеловеческое, создающее хаос, несущее энтропию.
Асфет не имеет места постоянного обитания, такого как ад (преисподняя, геенна и т.п.), —ибо всё Сущее во власти Творца. Асфет — вечный скиталец, он одновременно везде и нигде; его существование протекает в астральных сферах и путях, откуда ему проще всего добраться до душ человеческих. Соответственно, человек, чьей душой овладевает Хаос, обрекается на бесконечное заточение в астральном небытии. Муки загубленной души настолько ужасны, что их невозможно ни представить, ни описать; у неё нет ни единого шанса вырваться из незримых объятий Асфета, она обречена вечно прислуживать в его самых богомерзких деяниях.
Хранителем астрального здоровья смертных считается бог-аватар Пегас, но он не спасает от объятий Асфета тех, кто не желает спасти себя сам. Иногда аватар Химера искушает человека мощью Хаоса, и только тот, кто находит в себе силы противостоять искушениям, обретает подлинное расположение Творца и его посланцев-аватаров.
Асфет также покровительствует варварам-язычникам, они — его прислужники в мире смертных, с их помощью он подрывает Гармонию и чинит вред благочестивым подданным Империи. Согласно Учению, всякий идол, которому поклоняются варвары-язычники, на самом деле одна из ипостасей Хаоса, а значит, язычник вольно или невольно поклоняется Асфету. Поэтому каждый варвар, обращённый в аватарианство, — это удар по Хаосу, победа аватарианства и, соответственно, весомое очко добродетели на небесном суде аватаров.
Вопрос отношений аватарианства с другими религиями, между тем, не так прост и однозначен, как оно стремится показать. Например, отвергая иудаизм и христианство, аватарианство в то же время склонно признавать тождественность Бога иудеев и Бога-Отца христиан Творцу-Пантократору. Учение Христа официально запрещено на территории Империи как противостоящая аватарианству религия, вернее, «ересь», которая, возвеличивая самого Творца, отрицает Его небесных посланцев, богов-аватаров. В то же время Империя поддерживает государственные отношения с Армянским царством и другими странами, где христианство остаётся государственной или доминирующей религией.
Иудаизм на территории Империи разрешён, так как считается не противостоящей аватарианству религией, а «этнографическим культом», которому иудеи вправе следовать как своего рода «ролевой игре», основанной на обычаях и традициях многих поколений их предков. Книги Торы и Танаха также разрешены в качестве памятников письменной культуры потомков Авраама, но использовать их как Священное писание имперский закон не позволяет. Аналогичный «этнографический» статус у зороастризма, индуизма, буддизма, конфуцианства, синтоизма и т.п. Отношение аватарианства к языческим верованиям, напротив, резко негативное и непримиримое: так, все лица «варварского» германо-скандинавского пантеона официально признаются ипостасями Асфета (Хаоса), поклонение им преследуется по закону.
Культовые сооружения и тайная власть
Каждый Орден Священного Содружества имеют свои культовые сооружения — монтеоны, святилища своего бога-аватара. Монтеоны состоят из главного молельного зала, в котором установлена статуя аватара, публичных помещений, где проводятся различные общественные мероприятия, и комнат самих иереев, которые, как правило, в монтеонах и живут. Фасады монтеонов обычно украшаются стилизованным изображением аватара, которому посвящено святилище. В монтеоны люди ходят молиться, когда желают обратиться к «своему» аватару (то есть личному, согласно Выбору, покровителю), либо когда имеют просьбу именно к этому аватару (например, не только моряки, но и представители других профессий перед морским путешествием обычно приходят в монтеон Кракена, чтобы молить этого аватара отвести шторма и прочие неприятности, даровать успех плавания).
Пантеоны являются святилищами всех двенадцати аватаров. В главном молельном зале пантеона установлены их изваяния. Люди ходят в пантеоны, если желают обратиться ко всем богам-аватарам сразу. В пантеонах проводятся торжественные ритуалы, такие как Выбор и бракосочетание. Общественные помещения пантеонов служат, главным образом, для проведения судебных заседаний. Как правило, пантеоны представляют собой весьма внушительные сооружения; поэтому их обычно возводят в городах. Чем больше и богаче город, тем красивее и величественнее выглядит в нем пантеон. Пантеон в Темисии, столице Аморийской империи, является самым большим зданием города, империи и всей Ойкумены.
Храмом аморийцы называют своё главное культовое сооружение, посвящённое Верховному Богу — Творцу-Пантократору. Храм только один — священный Храм Фатума в Мемноне. Он стоит на вершине Хрустальной горы и представляет собой уникальное сооружение, соединяющее черты пирамиды-зиккурата, ступенчатого конуса (всего 12 ступеней) и спирали («Вавилонской башни»). Общая высота Храма — 240 метров, вместе с Хрустальной Горой — почти 4,8 километра. Считается символом единства всех аватариан с Творцом-Пантократором. Согласно легенде, «дарован» Им аморийцам. В самом деле, невероятно, чтобы люди могли создать такое циклопическое сооружение. Аморийцы лишь приспособили Храм для своих нужд. Например, там проводятся церемонии коронации императоров и интронизации понтификов. Поскольку Храм Фатума в Мемноне является самым близким к Эфиру земным объектом, наиболее фанатичные адепты Учения используют его для своих медитаций. Постоянное и долговременное пребывание человека в Храме приводит к смерти, поскольку даже толстые каменные стены не в состоянии защитить здесь человека от излучения Эфира.
Анахореты Храма Фатума не принадлежат ни к одному из Орденов Священного Содружества, так как считается, что они служат непосредственно Фатуму, самому Творцу. Как Храм Фатума стоит на вершине священной для всех аморийцев Хрустальной горы, так и синклит анахоретов, то есть высший совет отшельников Храма, стоит на вершине всей аморийской теократической иерархии. Однако ни сам этот орган, ни его полномочия или процедуры никак не прописаны в имперских законах.
Но если наличие в Мемноне синклита анахоретов, хотя бы и не будучи официально признанным, все же не подвергается сомнению, то существование риши, неких мудрецов, якобы возглавляющих этот синклит, остаётся на уровне легенд и слухов. И если об анахоретах Храма Фатума известно, что это люди, пусть и с выдающимися ментальными способностями, но все же обычные, смертные люди — то о риши молва говорит как о сверхъестественных сущностях, могущественных духах, если не богах.
Для рационально мыслящих аморийцев подобные слухи непривычны; тем не менее, за столетия они глубоко укоренились и сделались частью неофициальной мифологии. Святая Курия не подтверждает, но и не опровергает их. Если кто из людей и общался с риши, он (или она) держит это знание при себе. Во всяком случае, никаких наглядных доказательств существования риши или следов их деятельности до сих пор не предъявлено.
Согласно одной из наиболее популярных легенд, риши оставлены самим Творцом в Храме Фатума, с тем чтобы хранить и защищать Державу Фортуната в земном мире. Будучи явно апокрифичной по отношению к основам Учения, эта легенда, однако, не считается ересью.
Риши — тайна, доступная лишь единицам, но придающая каждому аморийцу новую толику уверенности в своей исключительности.
Касты и сословия
В Амории существует строгая сословно-кастовая система. Господствующей кастой являются патрисы, то есть нобили, знать, аристократия — потомки римских колонизаторов. Среди патрисов выделяется своя элита — князья, потомки Фортуната-Основателя, среди последних — собственно Дом Фортунатов, прямые потомки Береники I Фортунаты, члены царствующей династии.
Плебеи являются кастой, подчинённой по отношению к патрисам и господствующей относительно низших каст — вольноотпущенников, рабов и иноземцев. Вместе патрисы и плебеи считаются полноправными квиритами, гражданами Аморийской империи.
Вольноотпущенники обладают личной свободой, хотя и не являются гражданами. На них распространяются часть прав граждан, например, право на собственность (кроме рабов), однако вольноотпущенники не имеют права голоса и не могут представлять себя в суде.
Рабы являются собственностью патрисов, либо плебеев, либо государства. Рабы лишены политических и гражданских прав; порядок обращения с ними установлен законами. Освобождённый раб становится вольноотпущенником.
Все иноземцы в Амории официально считаются варварами. Они могут жить на территории империи с согласия её властей. Права варваров определяются в зависимости от их положения; так, правитель варварской страны приравнивается к князю, нобиль — к патрису, иноземный рыцарь имеет почти столько же прав, как и плебей, а варвар-крестьянин приравнивается к вольноотпущеннику.
Все патрисы, плебеи, вольноотпущенники, рабы и свободные варвары, проживающие на территории Империи или в её иноземных владениях, считаются подданными императора-августа.
Кастовая принадлежность передаётся по наследству: дети патрисов — патрисы, плебеев — плебеи, вольноотпущенников — вольноотпущенники, рабов — рабы. Смешанные браки между низшими кастами запрещены (например, между вольноотпущенниками и рабами), между патрисами и плебеями разрешены, но порицаются общественным мнением; дети от таких браков признаются плебеями.
Граждане получают фамилию по наследству от отца либо от матери, причём в патрисианском браке, где одна сторона имеет княжеский титул, а другая — нет, дети наследуют княжескую фамилию. Напротив, в браке с членом Дома Фортунатов супруг (супруга) сохраняет прежнюю фамилию, а дети от такого брака получают фамилию «Фортунат», только если их ветвь династии является старшей (прямая линия).
Низшим кастам запрещено носить фамилии. Рабы, помимо собственного имени, всегда должны указывать имя хозяина.
Привилегированными сословиями являются иереи, нобили, чиновники, магнаты (крупные предприниматели) и легионеры (профессиональные воины). Рабочие сословия — государственные и наёмные служащие, коммерсанты и крестьяне. Подчинённые — рабы и варвары.
Суды и наказания
Суды в Амории — часть Священного Содружества. Они состоят из 12 асессоров (заседателей), которыми являются иереи, по одному от каждого Ордена Содружества, и одного официала (государственного судьи). Асессоры принимают решение о виновности либо невиновности обвиняемого, судья-официал выносит вердикт. В процессе допускается участие обвинителей и защитников с обеих сторон.
Функции высшего идеологического арбитража, конституционного и верховного суда выполняет Святая Курия. Она толкует законы, выносит наказания, решает споры. При этом члены Курии, которые в текущий год не исполняют обязанности понтифика, считаются заседателями, а член Курии, который исполняет их, является судьёй-официалом. Например, в Год Феникса понтификом Курии и, соответственно, главным судьёй является первоиерарх Ордена Феникса, а первоиерархи остальных одиннадцати Орденов являются заседателями.
Высшей мерой наказания по уголовным делам является смертная казнь: отсечение головы — для патрисов, расстрел — для плебеев, повешение — для вольноотпущенников, рабов и варваров. По политическим делам — отлучение от Священного Содружества; как правило, отлучение сопровождается полным поражением в правах и фактически означает отложенную смертную казнь. Еретиков-патрисов приговаривают к пожизненному заточению в Обители Обречённых в Стимфалии, еретиков-плебеев — к сожжению, всех остальных еретиков — к распятию либо тяжёлым каторжным работам. Отлучение автоматически переводит еретиков в разряд неприкасаемых, отверженных обществом.
Отлучение налагается понтификом с согласия всех членов Курии и может быть снято общим решением Курии либо эдиктом августа. Правом помилования обладает только август.
Члены императорской семьи, судьи, сенаторы, плебейские делегаты, министры и архонты пользуются неприкосновенностью, их нельзя арестовать без санкции вышестоящего органа. Неприкосновенность может быть приостановлена или снята особым решением Святой Курии, если дело касается государственной ереси. Август, члены Курии и наследник Божественного Престола пользуются абсолютной неприкосновенностью, их нельзя арестовать, пока они занимают свои посты.
Экономика и финансы
Амория — государство, по уровню развития производительных сил, науки и техники значительно превосходящее все остальные страны мира.
Экономическая мощь Амории зиждется на использовании эфира, особой энергии, получаемой от объекта неизвестного происхождения, который находится на геостационарной орбите над Храмом Фатума в Мемноне. Эфир применяется практически во всех сферах жизни общества, от медицины до военного дела, в чистом виде либо преобразованный в электричество, однако технологии его использования являются строжайшей государственной тайной.
Промышленность Амории сосредоточена главным образом в провинциях Метида (наукоёмкие производства), Ливии (энергетика, металлургия, добыча нефти), Эридея и Илифия (обрабатывающая промышленность). Сельскохозяйственные провинции: Лаодика, Гелика, Киферея, Гераклея, Дорида.
Основная денежная единица — серебряный денарий, также обращаются платиновый империал, золотой солид (кратные денарию) и медный обол (дольный). Металлические денарии обращаются наравне с ассигнациями. Аморийские деньги признаются средствами платежа в большинстве стран мира, обращаются вместе с местными валютами либо заменяют их.
Образование
В Амории установлена многоступенчатая система образования. Знания в объёме начальной школы бесплатно получают все свободные граждане, а также вольноотпущенники. Плебеи учатся двенадцать лет бесплатно, вольноотпущенники — за плату. Высшие учебные заведения открыты только для граждан и являются платными. Существует множество частных школ для различных каст, сословий, социальных и профессиональных групп, и т.д., например, семинарии для будущих иереев и патрисианские лицеи. Образование рабов вменено в обязанность их хозяевам. Образование иноземцев затруднено многочисленными ограничениями.
Уровень образования между кастами различен. Как правило, члены княжеских семей знают по 3-4 языка (аморийский, сиа, латынь, греческий), сведущи в науках, в то время как большинство народа владеет только аморийским и разбирается лишь в какой-то определенной сфере деятельности.
В целом Амория является страной всеобщей грамотности. Образованные люди пользуются огромным уважением; чем выше уровень образования, тем больше шансов снискать высокое положение в обществе. Отмечались случаи, когда высокообразованные и талантливые плебеи занимали «традиционные» должности патрисов, например, становились министрами, кураторами и даже понтификами. Напротив, невежество, как атрибут варварства, окружено всеобщим презрением; так, неуспехи в образовании княжеского отпрыска являются настоящим позором для его семьи.
Наука
В Амории считается отраслью Божественного знания и в этом качестве всецело подконтрольна властям Священного Содружества. Как правило, высокопоставленные иереи, кураторы, одновременно являются специалистами т.н. «высших» наук — теологии, ментологии, психологии, политологии, философии, истории.
Ментаты, или «просветлённые», — люди с ярко выраженными экстрасенсорными способностями, — занимают особое положение в священной иерархии, однако им запрещено заниматься политикой и любой иной публичной деятельностью. Большинство ментатов живут и работают в отдалённых монастырях в провинции Метида.
Средства массовой информации
Наиболее мощное средство связи — видикон — не является СМИ, а применяется только в государственном управлении.
Для информирования населения используется радио, которое находится всецело под контролем иереев.
Печать, напротив, относительно свободна. В Амории издаются множество газет, журналов, книг, как правило, плебеями. Выходит всего одна общеимперская патрисианская газета — «Монитор».
Цензура существует в каждом СМИ, но её функции ограничены отслеживанием верности канонам аватарианской веры; например, цензором почти наверняка будет запрещён материал с критикой члена императорской семьи, но разрешена публикация о взятках в аппарате первого министра.
Вооружённые силы и политический сыск
Регулярная армия состоит из легионеров, приписанных к военному ведомству, её численность — более полумиллиона человек. Согласно традиции, рядовой и младший офицерский состав — плебеи, генералитет и среднее звено управления — патрисы; в то же время никаких официальных ограничений на занятие плебеями высших постов в армии не существует.
Милисия, или внутренние войска, обеспечивает правопорядок на территории Амории. К ведомству внутренних дел относятся также системы резерваций для рабов и тюрем.
Различные ведомства, например, транспорта или энергетики, имеют собственные воинские подразделения.
Главный орган политического сыска, «священная милисия», выведен за рамки правительственной власти и подчинён Святой Курии.
Верховным Главнокомандующим всеми вооружёнными силами Амории считается император-август; фактически же управление войсками устроено таким образом, что ни одно лицо не в состоянии контролировать их единолично, а сами военачальники являются лишь исполнителями политической воли.
Военный диктатор с исключительными полномочиями главы правительства назначается августом не более чем на шесть месяцев и только с согласия Курии; при этом все полномочия Курии сохраняются, сам август остаётся на Хрустальном троне, Сенат временно распускается, плебейские делегаты не проводят свои заседания. Узурпация власти военачальником, как это нередко бывало в Древнем Риме, в Амории исключена.
Все вооружённые силы являются профессиональными; наёмничество не допускается.
Официальная военная доктрина провозглашает войну до победного конца. Патрисианский кодекс чести запрещает патрисам сдаваться в плен; впрочем, не только патрисы, но и плебеи, сдавшиеся в плен варварам, становятся в Амории отверженными.
В законодательстве о вооружённых силах отсутствуют какие-либо ограничения для женщин, они составляют около 25% военнослужащих.
Государственные праздники
Праздники в дни Фортуналий между декабрём уходящего и январём наступающего года:
День Пришествия Аватаров — первый день Фортуналий (в этот день также проходят выборы народных делегатов от одной из 12 имперских провинций).
День Учения Аватаров — второй день (интронизация понтифика очередного года).
День рождения Божественного Фортуната — третий день.
День Империи — четвёртый день (коронация императоров-августов).
Новый Год — пятый и (в високосный год) шестой день.
Другие праздники:
День рождения императора-августа (каждый год).
День Выбора для члена Дома Фортунатов (один раз в жизни для каждого члена священной императорской династии).
День Аватара — первый день каждого месяца.
Дни Искания (время плавания Фортуната по морю) — с 1 по 12 ноября.
День Отечества (годовщина высадки Фортуната) — 12 ноября.
Конкордия (день примирения патрисов и плебеев) — 12 сентября.
Патрисианские игры — с 1 по 12 июня.
Плебейские игры — с 1 по 12 августа.
Олимпийские игры (состязания патрисов и плебеев) — с 24 июня по 5 июля високосного года.
Резюме
Политическое могущество Аморийской империи основывается на применении «божественной энергии» эфира, цементируется аватарианской идеологией и разветвлённым жреческо-государственным аппаратом. При этом имеются демократические институты, способствующие своевременному «выпусканию пара» и эффективному самообновлению власти в рамках системы. Решающее значение имеют символы, такие как император-август, выступающий в качестве «земного бога». Общество отличается абсолютной лояльностью «освящённой богами» власти и «божественному порядку». Очаги инакомыслия, «ереси», локализуются и устраняются.