Меню Закрыть

Может ли альтернативная история быть интереснее писаной?

Считается, что реальная история намного богаче наших представлений о ней. Что бы автор ни придумал, когда-то это уже было – и было ярче, круче, интереснее! Поэтому ряд авторов, начинавших в АИ, переключаются на историческую прозу. И это справедливо.

А может ли альтернативная история стать интереснее писаной? Я полагаю, может. Если она способна заполнить лакуны истории и предъявить читателю достойные альтернативы.

В этом легко убедиться на примере Египта. В писаной истории первых веков нашей эры Египет был частью Римского мира, но затем, в VII веке, стал частью исламского мира. Египтом овладели последователи пророка новой веры, пришедшие из аравийской пустыни. Открытие Египта заново состоялось лишь после знаменитого наполеоновского похода 1798-1801 гг. Помните?

– Солдаты! Сорок столетий истории смотрят на вас с вершин этих пирамид!

Но в этой максиме Наполеона – оттенок грусти. Того, что утеряно за долгие века, уже не вернёшь.  

В нашей исторической реальности Умар ибн аль-Хаттаб, повелитель правоверных, приказал своему полководцу Амру ибн аль-Асу предать огню Александрийскую библиотеку:

– Если в этих книгах написано то же, что в Коране, то они лишние; если же иное, то они лгут.

В альтернативно-исторической реальности “Божественного мира” завоевательные походы воинов аравийской пустыни не состоялись. Египет так и остался римским, имперским. Александрийская библиотека, уникальная сокровищница древней мудрости, до сих пор жива и ещё больше разрослась, она теперь стократ объёмнее, чем при Лагидах. А её хранителями по традиции служат учёные ивримы, потомки тех, кто две тысячи лет назад по поручению царя Птолемея Филадельфа создавал Септуагинту.

А сколько ещё таких сокровищниц на просторах Империи? Не может быть сомнений, что за ~1500 лет после АИ-развилки в V веке наследники Рима раскопали и расшифровали на порядки больше уникальных египетских древностей, чем мы за 200 лет после Шампольона. Эти вновь обретённые знания совершенно изменили жизнь Империи и её граждан.

Итак, в АИ “Божественного мира” Египет не терялся, не был завоёван и не изменял себе. Наоборот! После возрождения Римской империи на землях Африки он стал фундаментом её могущества. Достаточно сказать, что из египетского Хет-Ка-Птаха, Мемфиса, пришло в мир аватарианство, ставшее новой имперской религией.

Сегодняшняя иллюстрация подтверждает это. Представьте себе колосса Родосского, Фаросский маяк в Александрии и статую Свободы в одном изваянии – вот это и будет колосс-маяк Фортуната в Гелиополе, на западноафриканском берегу Атлантического океана, чуть выше Северного тропика. Римский император Гай Аврелий Фортунат (420-467), возродивший империю в Африке, изображён в образе солнечного божества Атон-Гелиос-Соль.

Колосс на картинке не вполне аутентичен книгам. В романе “Воскресшие и мстящие” сказано, что он стоит на скале, облачённый в диплодий, а на голове – корона из солнечных лучей. Но сейчас важно другое: представить такой колосс в писаной истории, тем более, в тех отдалённых от цивилизации краях, совершенно невозможно. А в альтернативной – вот он, есть! Указывает путь кораблям и служит монументом несгибаемого величия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *