
«Звёздные врата», или StarGate – научно-фантастическая вселенная, выросшая из знаменитого блокбастера Роланда Эммериха (1994). В ней происходит действие ряда сериалов, фильмов, телепостановок, книг и комиксов. Это одна из самых масштабных, длительных и востребованных франшиз НФ, она имеет миллионы поклонников во всём мире. По популярности StarGate можно сравнить разве что со StarWars и StarTrek.
Сначала, когда у нас только начали показывать сериал «Звездные врата – Первый отряд», я невзлюбил его. И было за что: великие древнеегипетские боги выставлены там как паразиты, живущие в телах людей и управляющие ими, злобные сущности, одержимые властью над миром. Какая клевета, какой поклёп. Это было омерзительно! И тогда я написал «Прощание с Аммоном», где египетские боги – это люди, прогрессоры со своей особой миссией, живые и настоящие.
А StarGate продолжал смотреть.
И со временем втянулся. Тем более, с богами и с людьми там становился всё интереснее, сюжет закручивался и развивался. В отличие от большинства известных сериалов, которые со временем выдыхаются, «Первый отряд» становился всё лучше и к 7-8 сезонам по-настоящему разошёлся, да так, что и сегодня, 20 лет спустя, они смотрятся шедеврами научной фантастики. Всего в «Первом отряде» аж 10 сезонов.
Потом вышел спин-офф «Звёздные врата – Атлантида», и он тоже оказался отличным. За ним – два полнометражных фильма – «Континуум» и «Ковчег истины» – на том же уровне.
В общем, «Звёздные врата» – это крепкий, запоминающийся микс из фантастики, мифологии и приключений. Отличное шоу для подростков разных возрастов.
В середине 2000-х франшиза StarGate достигла пика своей популярности. И тогда её создатели почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы расширить жанровые горизонты.
Третий сериал – «Вселенная» – оказался… психологической драмой. Серьёзной, глубокой, по-настоящему взрослой. Сначала в это не поверили, решили, что франшизу «взломали», и потом-то всё «исправится», станет как было в «Первом отряде» и «Атлантиде».
Но нет! Драма осталась. Углублялась. И разыгрывалась в той же научно-фантастической вселенной.
В итоге получился великолепный, зрелищный и умный фильм, очень напряжённый, но весь его «драйв» был не в боёвках, а внутри самих героев. «Вселенная» дала фантастике много прорывных идей и находок, они остаются непревзойдёнными и через 15 лет после выхода сериала.
Но мировая аудитория преданных фанатов StarGate взорвалась! Отовсюду стали раздаваться вопли возмущения и протеста. Где легендарный старгейтовский юмор? Где злобные космические злодеи? Где отважные, неустрашимые и однозначно хорошие герои, которые всегда побеждают этих злодеев? Зачем все эти сопли и интриги?? Кому нужна эта тоска смертная? К чему вообще такое странное кино???
Да, всё в том же духе.
В общем, «Вселенную» не оценили. То есть, оценили, конечно: на IMDB её рейтинги 7.6, а на Кинопоиске 7.9. Но телерейтинги падали. И к финалу второго сезона обвалились настолько, что телеканал SyFy решил сериал закрыть.
И его закрыли. На самом интересном месте!
Тут же появились недовольные, уже тем, что сериал закрыли. Я был среди них, тоже подписывал на Change.org петицию о его возобновлении. Но всё напрасно. В 2011 году «Вселенную» закрыли окончательно. И после этого великая франшиза впала в стазис, из которого не может выйти до сих пор.
Кого за это следует благодарить?
Самих фанатов «Звёздных врат». Это они, привыкшие к более простым, лёгким, однозначным сюжетам, идеям и героям, оказались невосприимчивы к смене «формата». Они захейтили «Вселенную», плюнули и разошлись, их равнодушие её и прикончило. Охочие до денег телебоссы только привели в исполнение приговор, вынесенный «верными поклонниками» франшизы.
И кто в итоге выиграл? Да никто! Больше всех проиграли сами фанаты StarGate.
К чему всё это здесь?
К тому, что с «Хайборийским циклом» Брайана Толуэлла произошла точно такая же история, буквально «один в один», только в другом масштабе. И я её уже рассказывал.
Урок обеих историй для писателей очевиден: когда вы чем-либо прославились, а потом решили развиваться дальше, двигаться вперёд и вширь, изменить жанр, формат и т.п. – будьте готовы к тому, что вашим преданным читателям это не понравится, вас они захейтят, сами разбегутся, да ещё и останутся недовольны, что вы обманули их трепетные ожидания.





Ну ок, триггернули, заставили зарегаться. Потому что я как раз из тех, у кого «Вселенная» вызвала рвотный рефлекс. Почитайте меня на АТ и после этого посмейте мне бросить в лицо, что это из-за скудости моего мышления.
Нет, всё дело было в том, что положительных героев в этом ответвлении не осталось. Каждый тянул одеяло на себя. А борьба слабостей внутри человека не всякому интересна, она не вдохновляет, этого кругом полно.
И это была только первая ласточка развенчания героев, которое на сегодня расцвело пышным цветом. Потому что ИМХО людям стало не по себе рядом с сильными и принципиальными, им захотелось смотреть на таких же тварей дрожащих, как они сами. Поэтому Супермена в последнем сериале лишили силы, Лоис отрезали сиськи (тоже в чём-то выражение женской силы), да и актёров выбрали страшных.
Но лично я по сей день против этой тенденции. Не вижу я там глубины, только оправдание собственной нерешительности. А этого каждому хватает внутри. Вдохновлять будет кто?
Между прочим, ещё в Атлантиде началось, когда Малоцци поцапался с Флэниганом и в 5м сезоне начал ему травмы прописывать…
Ну да ладно, это как Марс и Сникерс, кому что вкуснее. Я не стремлюсь вас убедить, я протестую только против того, чтобы вы списали любителей прежнего героизма в «примитив». Это знаете ли тоже так себе по достоинству приём оправдать свою правоту.
Героическая фантастика и драма должны оставаться разными категориями для разных целевых аудиторий ИМХО. Возможно, именно из-за развенчания былых героев нынче так популярна боярка и прочее барахло — т.е. ещё хуже стало.
Потому что героев любили всегда, с древних мифов. Герои нужны, чтобы вдохновлять, а не чтобы разочаровываться в них, читая/смотря про их комплексы. По-хорошему, это епархия такого жанра, как реализм.
Рад вас здесь видеть! Вы первая с АТ, с чем от души и поздравляю. Заходите ещё!
По сути — я согласен и не вижу между нашими подходами противоречий, за исключением оценки «Вселенной». Для меня положительные герои – это те, кто победил во внутренней борьбе. Не только и не столько гоалудов в себе, но собственных демонов. Для меня и Раш положительный герой, он много раз спасал команду. И отрицательный, конечно. Неоднозначный, каким и должен быть живой, реальный человек. Там они все такие.
Но прежний героизм мне также дорог, я вовсе не считаю его примитивом. «Первый отряд» и «Атлантида» прекрасны по-своему, в своих жанрах, стилях и форматах. И вот там как раз психологическая драма была бы неуместна. Когда из доктора Вейр с 3 сезона «Атлантиды» стали лепить неизвестно что, я был очень зол. Возможно, Торри Хиггинсон тоже кому-то перешла дорогу, и её вот так обидно вытурили.
В общем, оба наших подхода не исключают, а дополняют друг друга. Как Ахилл и Одиссей, Ясон и Медея, Эней и Ромул.
Именно. Над этим стоит ещё подумать.