Меню Закрыть

Лион Фейхтвангер и интеллектуальный исторический роман

Из комментариев к парным отзывам о Сенкевиче (12) мы узнали, что все девушки АТ любят его героя Петрония. Ради одного этого стоило писать книгу! Но прав ли коллега, утверждающий

Камо грядеши” одна из самых читаемых книг мира была, да и осталась, а над Фейхтвангером мучаются редкие любители да специалисты” – ?

Думаю, у каждого, кто читал, свои ответы. Я – ничуть не мучился, совсем наоборот. По моему убеждению, его книги не стареют и от времени становятся только сильнее и мудрее, раскрываются новыми гранями. Фейхтвангер, прочитанный в 15 лет, в 35 и в 50 – три разных писателя! Например, его “Испанская баллада” в 15 лет читалась как красивая история любви, в 35 – как вдохновляющий исторический роман о Реконкисте, а в 50 – как печальная, проникновенная драма о гордости, долге, прозрении и их цене.

Посмотрите тот же LiveLib, сколько и каких рецензий на его исторические романы – всем супермодным мартинам с их фэнтезийным трэшем и не снилось! И притом – обратите внимание – рецензии там пишут отнюдь не старосоветcкие книгочеи вроде вашего покорного слуги, а молодые люди, родившиеся и выросшие уже в новой России.

С чем я склонен согласиться – Сенкевич намного более “раскручен”. Тому есть множество причин, и главная из них участникам АТ известна лучше, чем кому-либо ещё: у книг прямолинейных и визионерских, где есть чёткое деление на добро и зло, героев и антигероев, победу и поражение – аудитория всегда больше, чем у книг, где “всё неоднозначно”. Но одно это, само по себе, не говорит о том, что первые лучше, а вторые хуже. Чаще как раз наоборот.

Фейхтвангер, как сказали бы сегодня, слишком неформатный автор. Для советских читателей это было достоинством: они умели находить в литературе то многообразие идей и красок, какого не хватало им в реальной жизни. Я полагаю, в нашем мире это ещё большее достоинство.

В привычных ХХ веку жанрах Фейхтвангеру места не нашлось, и он своими книгами создал новый – “интеллектуальный исторический роман“. В этом новом жанре чёрно-белых персонажей нет, зато есть потрясающая драма идей и страстей, история становится живой, реалистичной, многоцветной; между развлекательными романами Дюма и интеллектуально-психологическими Фейхтвангера – пропасть, хотя те и другие называются историческими. И, разумеется, Дюма стократ популярнее, какой тут разговор.

Создать новый жанр – колоссальная дерзость для автора, за которую ему приходится расплачиваться собой.

Я считаю себя учеником и последователем Лиона Фейхтвангера ровно в такой же мере, как учеником и последователем Ивана Ефремова. Это стоит иметь в виду, тогда книги моего “Божественного мира” зайдут по адресу, и не будет лишних огорчений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *