Меню Закрыть

Лекции

 

АВТОРСКИЙ КУРС
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЛЕКЦИЙ
БОРИСА ТОЛЧИНСКОГО ПО «БОЖЕСТВЕННОМУ МИРУ»

 

ПЛАН КУРСА

Лекция I.  Рождение «Божественного мира» из духа античности. Начала Римско-Аморийской цивилизации

Лекции II-III.  Аватарианство – новая альтернативно-историческая религия «Божественного мира»

Часть первая. Происхождение аватарианства и основы веры

Часть вторая. Государство-Содружество аватарианской веры

Лекция IV. Модель конституционной теократической монархии (КТМ)  в альтернативно-исторической вселенной  «Божественного мира»

Лекция V.  Эфир – дар богов или ресурсное проклятие?  Социально-экономическое устройство  «Божественного мира»

Лекция VI.  «Варварская» Ойкумена  в альтернативно-исторической вселенной  «Божественного мира»

Лекция VII.  Новое имперское общество  в альтернативно-исторической вселенной  «Божественного мира»

Лекция VIII.  Региональное развитие в «Божественном мире».  Многообразный мир имперских царств, провинций и городов

Лекция IX.  Герои, прототипы и архетипы.  Живые образы истории в «Божественном мире»

Лекция X. Мифологические структуры, культурные паттерны, загадки истории, научные идеи и теории в альтернативно-исторической вселенной «Божественного мира»

Лекция XI.  Природа и климат, языки и народы, техника и технологии в «Божественном мире»

Лекция XII. Конец и вновь начало. Этногенез наследников Рима (по Л.Н.Гумилёву). Основные вехи политической истории Аморийской империи после Гая Аврелия Фортуната (V-XIX вв.)

(с) Борис Толчинский, 2020-2024.

Лекция I.
Рождение «Божественного мира» из духа античности.

Начала Римско-Аморийской цивилизации

  1. Введение в альтернативно-историческое моделирование. Случайности и закономерности в истории. Развилки и альтернативы.
  2. Эпоха Поздней Античности: обзор и характеристика. Вероятность альтернативно-исторических развилок середины V века.
  3. Мир Pax Romana в V веке. Римская империя и варвары. Поражения римлян в Европе и Азии. Стихийные бедствия.
  4. Битва народов на Каталаунских полях: гибель военачальника Аэция, победа гуннов (451). Три падения Рима: Аларих (410), Аттила (452), Гейзерих (455). Падение Константинополя на тысячу лет раньше, чем в писаной истории (453). Вероятность «иной Византии».
  5. Гибель императора Валентиниана III и военачальника Рицимера (455). Гай Аврелий Фортунат, приближённый Аэция, друг Рицимера – новый римский император. Майориан, в реальной истории, и Фортунат, в альтернативной – одно и то же лицо?
  6. Крушение Римской империи на Западе и Востоке. Консолидация ресурсов Рима в войне с вандалами за Северную Африку. Фортунат против Гейзериха. Взятие Карфагена и победа римлян (455).
  7. Возрождение Империи в африканских провинциях. Спор «реваншистов», сторонников отвоевания Европы, и «прагматиков», выступающих против этого проекта. Заочный спор Фортуната с Августином, запрет его труда «О граде Божием». Карфагенские эдикты Фортуната: о веротерпимости (455), примате Империи над Церковью (460) и защите Истинной веры (465).
  8. Фортунат в сравнении с Августом, Траяном, Аврелианом, Константином, Юлианом и Феодосием. Наследие Фортуната и наследники Фортуната. Формирование мифов о нём.
  9. Становление Аморийской империи и поиски дальнейшего пути. Три источника аморийской цивилизации: Рим – тело, Эллада – разум, Египет – душа. Новая столица – Элисса (Карфаген), новая религия – аватарианство, новая форма правления – теократия.
  10. Фазы этногенеза аморийского суперэтноса (по Л.Н.Гумилёву).
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели Pax Amoria|Pax Romana Nova для нашего мира.
  12. Проблемы и перспективы комплексного альтернативно-исторического моделирования в России.

 

***

 

Лекция II.
Аватарианство – новая альтернативно-историческая религия «Божественного мира»

Часть первая. Происхождение аватарианства и основы веры

  1. Религиозная ситуация в поздней Римской империи. Исторические предпосылки новой мировой религии. Завоевание Европы и Азии варварами и его влияние на религиозные предпочтения римлян.
  2. Возрождение Римской империи в Африке. Идеологический разлад середины V века н.э. Претензии Фортуната к христианству и вопрос об альтернативной религии. Фортунат как «римский Моисей».
  3. Открытие гробницы Гора, новое обращение к наследию Египта и египтизация Империи. Египет – колыбель аватарианства, древнеегипетский генотеизм – его идейный фундамент.
  4. Птах-Демиург и Творец-Пантократор. Роль мемфисского жречества. Представления о едином Боге-Творце, его циклически сменяющих друг друга посланцах-аватарах и воплощении одного из аватаров Творца в Божественном императоре. Слияние религиозно-политических ролей бога-фараона и императора-августа.
  5. Отношение аватарианства к божествам древнеегипетского и олимпийского пантеонов. Проблема признания «звёздных богов» в свете идей палеоконтакта. Эфир как материальное свидетельство истинности аватарианства и важнейший фактор его легитимации.
  6. Основы аватарианской веры.
    1. Учение о бессмертной душе и небесном суде аватаров.
    2. Учение о посмертном мире и его многообразии. Верхние миры: Эфир, Элизиум, Дуат, Поля Иалу. Нижние миры: Аид, Эреб, Тартар. Астрал и Аменти. Аватарианская эсхатология.
    3. Учение о Добре, Зле и Гармонии. Аватарианская этика.
    4. Учение об устройстве мироздания. Аватарианская космогония и космология. Предвечный бог Неберджер и его Мультивселенная. Рождение Вселенной и богов из «Большого взрыва».
    5. Учение о Священной власти и Маат, Божественном порядке.
    6. Учение о добродетели и грехе. Наказание и прощение.
  7. Три триады имперских богов. Строгая иерархия отношений людей и богов.
    1. Боги – высшие трансцендентные сущности: Птах-демиург как Творец-Пантократор; двенадцать его аватаров, богов-посланцев в мир людей; древнеегипетские боги-нетеру, прогрессоры и цивилизаторы, бывшие аватарами Творца в Золотую эпоху.
    2. Фортунаты – священные цари, в которых воплощаются боги-аватары: бог-основатель – Гай Аврелий Фортунат (420-467), римский император в 455-467, воссоздавший империю в Северной Африке; боги-эпигоны – его дети и все последующие боги-фараоны-императоры из священной династии – Дома Фортунатов; земной бог-фараон-император, священный царь, в котором воплощается один из аватаров Творца.
    3. Боги и духи иных пантеонов: антропоморфные боги и духи античных олимпийских пантеонов; боги и духи исторических пантеонов, которые не считаются враждебными аватарианству; боги и духи языческих пантеонов, которые считаются враждебными аватарианству.
  8. Объекты поклонения, молитвы и приношения. Культовые сооружения. Священные инсигнии. Важнейшие ритуалы.
  9. Силы, противостоящие Творцу и аватарам. «Тёмная триада»: Сет-Разрушитель, Апоп-Мрак и Асфет-Хаос, принципиальные различия между ними. Причины отсутствия «дьявола» и «бесов» в аватарианстве. Маат vs. Асфет. Асфетология – комплекс наук о хаосе.
  10. Государственная ересь как тягчайшее из преступлений. Марк Ульпин и его ересь. Процесс над Ульпинами (1785) как пример расправы с опасной для Маат-Порядка ересью. Умирающая и воскресающая ересь.
  11. Богохранимая империя и новый богоизбранный народ. Понимание избранности и ответственности. «Родовая травма» аватарианского теократического государства и причины его нетерпимости.
  12. Аватарианство как универсалистская и мессианская идеология. Религиозные основы претензий на всемирное господство.

 

***

 

Лекция III.
Аватарианство – новая альтернативно-историческая религия «Божественного мира»

Часть вторая. Государство-Содружество аватарианской веры

  1. Религиозно-политическая доктрина Фортуната. Государство как высшая ценность и его примат над личностью. Священное Содружества аватарианской веры. Государство-Содружество как единое целое. Ордена Священного Содружества, их структура и функции.
  2. Тройственное понимание Империи: 1) как мировой универсалии, всего обитаемого мира; 2) как гражданского союза аморийцев, наследников Рима; 3) как земного Священного царства, основы Маат, Божественного порядка. Император-август как владыка Ойкумены, суверен Государства и глава Священного Содружества.
  3. Проявленная теократия. Император-август как земной бог, живая икона и верховный арбитр. Святая Курия как толкователь законов, верховный и конституционный суд и высший идеологический арбитраж. Аватарианская верхушка: понтифики, первоиерархи, кураторы. Иереи-чиновники, служители Государства-Содружества, отвечающие за порядок, их роль в судебной системе.
  4. Тайная теократия. Метида – священное царство, Мемнон – священная столица. Анахореты, монахи, ментаты. Различия между иереями отдельных богов-аватаров и служителями Фатума (Бога-Творца). Причины отсутствия в аватарианстве оракулов, проповедников, священного писания, духовенства и самого понятия «церкви».
  5. Иереи-учёные. Наука, воспитание, образование и СМИ в неразрывном аватарианском континууме. Монастыри и научные центры Метиды. Наука как отрасль тайного знания и научное знание как неотъемлемая часть аватарианского учения. Контроль над прогрессом.
  6. Автономные программы-модули искусственного интеллекта в системе тайной теократии. Деймоны-риши как хранители премудрости и наставники молодых ментатов.
  7. Высшие ступени тайной теократии. Хрустальная гора. Храм Фатума в Мемноне. Синклит Храма Фатума. Пространство Эмпиреуса. Бог-император на вершине и синклит Храма Фатума над вершиной всей пирамиды имперской власти.
  8. Богословские дискуссии и границы дозволенного. Широкое пространство гражданских свобод под жёстким куполом государственной идеологии.
  9. Репрессивная машина Государства-Содружества. Инструменты подавления ересей. Спецслужбы Империи под неусыпным оком аватарианской теократии. «Милисы в белых ризах» – политическая полиция. Тайная конгрегация «Адептов Согласия» и регрессорство против варваров.
  10. Аватарианство в сравнении с другими мировыми религиями. Его отношение к зороастризму, индуизму и буддизму, конфуцианству, синтоизму, иудаизму и христианству. Причины восприятия языческих божеств варварского мира как «ипостасей Асфета» (Хаоса).
  11. Значение и актуальность аватарианства, как альтернативно-исторической религии, для нашего мира.
  12. Перспективы аватарианских идей в России будущего.

 

***

 

Лекция IV.
Модель конституционной теократической монархии (КТМ)
в альтернативно-исторической вселенной
«Божественного мира»

  1. Политическая система Поздней Римской империи. Её преимущества, недостатки и закономерности крушения.
  2. Общая характеристика новой политической модели, соотношение в ней теократии, монархии и конституции.
  3. Её источники: древнеегипетский генотеизм, эллинистические монархии и римское право. История возникновения КТМ в АИ-вселенной «Божественного мира». Завещание Фортуната как законодательный завет, мифологическая конституция и основа для общественного договора.
  4. Идеологический фундамент КТМ: аватарианство (см. лекции II-III).
  5. Экономический фундамент: эфир и его инфраструктуры (см. далее лекцию V).
  6. Демографический фундамент: полноправные квириты, подданные без гражданства, либертины, иноземцы и рабы (лекция VII).
  7. Политическая структура и ключевые институции.
    1. Император-фараон: земной бог, живая икона и верховный арбитр. Его функции и полномочия, реальные и мнимые. Августы-монархи и цезари, их наследники. Дом Фортунатов как священная императорская династия с исключительными правами на Божественный престол. Запрет её членам на занятия политикой.
    2. Имперское правительство, его структура и функции. Чати (первый министр) как полновластный правитель государства. Борьба за пост чати – ось всей имперской политики. Система сдержек и противовесов его власти.
    3. Сенат: сословное представительство высшей родовой знати. Сенаторы как главы княжеских фамилий, происходящих от потомков Фортуната. Проблема представительства патрисов как имперского «служилого дворянства».
    4. Плебсия: выборные делегаты от народа. Её глава, трибун, как «защитник народа» перед властью. Плебейские магнаты. Элементы демократии и олигархии в КТМ. Интеграция плебейской верхушки в имперскую политическую элиту. Запрет партий и подавление «несистемного» представительства.
    5. Святая Курия: толкование законов, судебная и идеологическая власть. Понтифик Курии как верховный судья. Ордена Священного Содружества (см. также лекцию III).
    6. Архонты, губернаторы, экзархи, федераты: гибкая система управления территориями (подробнее см. лекцию VIII).
    7. Консистория: согласование интересов в тайном «госсовете».
    8. Большая Консистория: общее собрание всех институций.
    9. Армия и флот: вооружённые орудия священной воли. Военная диктатура как чрезвычайный конституционный институт.
    10. Синклит Храма Фатума: высшая надзорная инстанция. Тайная теократия как внеконституционный политический актор. Роль синклита Храма Фатума в возведении, легитимации и смещении Божественных императоров.
  8. Законодательство, управление и судопроизводство. Законы писаные и неписанные. Запутанность имперских законов как пространство для лазеек и внутриэлитных компромиссов. Фундаментальные (органические) законы. Конституционные эдикты. Исключающие эдикты как способ легального обхода законов.
  9. Роль КТМ в многослойной системе иерархий. Распределённая система принятия решений. Конституционные механизмы ротации власти. Внутриэлитные перевороты как один из таких механизмов. Невозможность узурпаций.
  10. Сходства и различия с формами правления в реальной истории. Наше «разделение властей» по Монтескьё vs. аморийская многосоставная «Полибиева схема», включающая монархию, аристократию, демократию и олигархию под сенью теократии. Своеобразие Аморийской империи как правового государства.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели КТМ для нашего мира, её достоинства и недостатки.
  12. Перспективы построения конституционной теократической монархии в России будущего.

 

***

 

Лекция V.
Эфир – дар богов или ресурсное проклятие?
Социально-экономическое устройство
«Божественного мира»

  1. Экономика Римской империи в первой половине V века.
  2. Социально-экономические последствия потери Европы и Азии и исхода римлян в Северную Африку. Ситуация в североафриканских провинциях после разгрома римлянами королевства вандалов.
  3. Экономическая политика Фортуната и его преемников. Консолидация ресурсов, поиск новых возможностей. Открытие и изучение гробницы Гора. Активация в 774 году околоземного объекта, позднее получившего название Эфир. Свидетельства подобного события в материальных источниках реальной (писаной) истории.
  4. Происхождение Эфира – главная из загадок «Божественного мира». Гипотеза Эфира как артефакта нетеру, «звёздных богов», первых прогрессоров и цивилизаторов человечества. «Прощание с Аммоном».
  5. Физическая природа Эфира. Преимущества и риски использования нового неисчерпаемого источника (ретранслятора) космической энергии. Хрустальная гора и кристаллы-эфириты. Мемнон, священная столица (теополис), под Хрустальной горой и в её толще, Храм Фатума на вершине горы. Место Эфира в новой космологической картине мира аморийцев.
  6. Ключевая роль эфира в их борьбе за жизненное пространство. Палеоистория Северной Африки: что было прежде там, где теперь пески Сахары, и что ещё может скрываться под ними. Терраформирование Сахары. Новые поля, леса, каналы, реки, города.
  7. Социально-экономический уклад Аморийской империи конца XVIII века (время действия первых романов). География, демография и урбанистика. Аморийская империя как высокоурбанизированная цивилизация. Имперская теллурократия и талассократия.
  8. Эфиритовые технологии в военном деле, медицине, системах коммуникаций и других отраслях. Локаторы эфира, приёмники и батареи. Эфиритовые излучатели и сканеры. Транспортные средства на энергии Эфира: эфиромобили, дромосы, экранопланы, монопланы и аэросферы, суборбитальные и космические аппараты. Видиконовая связь как универсальный аналог нашего телевидения и интернета. Фузеры и другое оружие, основанное на эфире. Его роль в научном прогрессе, застое и регрессе.
  9. Воздействие Эфира на природу и климат. Эфирные бури, грозы, затмения и сияния. Зоны аномалий. «Проклятый треугольник». Мутации, вызванные эфиром. Животные-мутанты (кабиры). Влияние эфира на человека. Эфир и люди с особенными способностями (ментаты). Видения и трансфокации. Телепортация.
  10. Эфир как важнейшая идеологическая «скрепа». Что это – дар богов или ресурсное проклятие? Зависимость государства и общества от эфира. Контроль над энергией Эфира – основа основ могущества тайной теократии.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели Эфира и эфироориентированного общества для нашего мира.
  12. Перспективы использования новых источников энергии, подобных Эфиру, в России будущего.

 

***

 

Лекция VI.
«Варварская» Ойкумена
в альтернативно-исторической вселенной
«Божественного мира»

  1. Эллинистический мир и «вторая волна глобализации». Великое переселение народов III-VI вв. Римляне и варвары в единой Ойкумене. Восприятие ими друг друга, что изменила нём цепь альтернативно-исторических развилок середины V века (см. также лекцию I). «Родовая травма» римско-аморийской цивилизации.
  2. Ситуация в Европе и Азии после исхода оттуда римлян. Позднеантичные и раннесредневековые государства варваров в Испании, Италии, Галлии и Германии. Подчинение Азии Сасанидским Ираном. Левант и Аравия как буфер между ним и возродившейся в Африке Римской (затем Аморийской) империей.
  3. Нашествия викингов на Европу в VIII-X вв. Покорение ими Галлии и создание там мощного королевства, способного соперничать с Империей, угрожая ей через Средиземное море. Империя в глубокой обороне. Её реакция на внешние угрозы. Перенос столицы из Элиссы (Карфагена) вглубь материка, в Темисию. Войны с викингами, персами, арабами и племенами центральной Африки.
  4. Преодоление кризиса. Отвоевание Италии. Строительство Галльского канала, а затем пролива. Италия становится островом. Аморийская Британия в эпоху короля Артура. Пираты Эгейского моря. Острова-фронтиры как рубежи имперской обороны от сухопутных варваров.
  5. Упадок и распад королевства викингов в Галлии. Цизальпийское, Лугдунское, Аквитанское, Бургундское и Нарбоннское герцогства. Формирование системы клиентских государств в Италии, имперских экзархатов в Испании, на Балканах, в Малой Азии и Леванте. Федеративное королевство в Германии.
  6. Общая характеристика «средневековых» государств Европы и Азии. Германо-скандинавское язычество как злейший враг аватарианства. Различия элит и народов варварского мира по степени их вовлечённости в мир Pax Amoria. Экономические санкции и императорские интердикты как орудия усмирения непокорных стран. Внешнеполитическая доктрина Фортуната и основы имперской политики в отношении варваров.
  7. Африка к югу от Аморийской империи. Племенные квази-государства Центральной Африки как сателлиты Империи: Гвинея, Дагомея, Маурия, Нигерия. Федерация племён Батуту как главный поставщик рабов. Особенности статуса Эфиопии и Эритреи. Аравийский полуостров и причины отсутствия исламской альтернативы.
  8. Иудаизм в «Божественном мире». Новая модель взаимоотношений Империи с иври (евреями). Светский Палестинский экзархат в северной части Земли Израильской. Религиозная этнархия в южной части, в Иудее, ассоциированная с Империей на правах личной унии с Домом Фортанатов. Положение иври в Земле Обетованной и в диаспорах.
  9. Зороастрийская и христианская альтернативы. Персидская держава как государство-продолжатель империй Ахеменидов и Сасанидов. Великая Армения – крупнейший оплот исторического христианства в Ойкумене. Юго-Восточная Азия, Индия, Китай, Япония.
  10. Вся остальная Ойкумена в эпоху мирового доминирования Аморийской империи. Загадки западных и южных континентов.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели взаимодействия цивилизации и варваров для нашего мира.
  12. Перспективы её использования в России будущего.

 

***

Лекция VII.
Новое имперское общество
в альтернативно-исторической вселенной
«Божественного мира»

  1. Стратификация Римской империи в IV-V вв. Римская Африка после разгрома королевства вандалов и восстановления Империи. Новый плавильный котёл народов.
  2. Аморийцы – наследники Рима, Египта и Греции. Культурно-историческая матрица возрождённой империи. Идентичность аморийцев. Население Аморийской империи, его численность, плотность и распределение по группам-корпорациям.
  3. Общая характеристика сословно-кастовой структуры римско-аморийского общества. Социальное расслоение. Формы неравенства и дискриминации.
  4. Аморийская аристократия. Патрисы – потомки римских фамилий, служилое «дворянство». Патрисианский кодекс чести. Князья – потомки Фортуната, высшая родовая знать. Сенаторы – главы княжеских фамилий. Дом Фортунатов – потомки Фортуната по прямой линии, члены священной императорской династии. Культ императора-августа как «первого из патрисов».
  5. Аморийский демос. Плебеи – потомки от смешанных браков: римлян, египтян, эллинов, берберов, вандалов и других народов. Магнаты – плебейская олигархия, обладающая финансово-экономическим могуществом, но отстранённая от политической власти. Влияние магнатов на политику путём поддержки нужных им плебейских делегатов. Равенство патрисов и плебеев по закону и в реальности. Политическое представительство плебеев и его отсутствие у патрисов. Социальные лифты для плебеев. Патрисы и плебеи на госслужбе, в армии и в аватарианской иерархии. Плебеи-понтифики как вершина карьеры.
  6. Аморийское общество как замкнутая на себя система. Вопрос об имперском гражданстве. Квириты – свободные, полноправные граждане – патрисы и плебеи. Плебейские восстания и их последствия. Иные подданные, лица без гражданства, проживающие на территории Империи и ограниченные в правах. Либертины (вольноотпущенники). Рабы. Символическая и реальная роль рабства в аморийском обществе.
  7. Иноземцы на территории Империи. Иноземные элиты и народы в системе имперских иерархий (см. также лекцию VI). Дарование иноземцам гражданства за исключительные заслуги или в качестве «отступного» (на примере Давида Циони и Кримхильды Нарбоннской).
  8. Положение женщины. Новая имперская цивилизация как пространство гендерного равенства, его исторические, религиозно-идеологические и политические предпосылки. Повседневная жизнь женщин в аморийском обществе. Женщины в экономике, политике, науке, армии и пр. Женщины на вершинах иерархий: императрицы-августы, чати (первые министры), понтифики, принцепсы, архонтессы и т.д. Символическая и реальная роль женщин в аморийском обществе как развитие, а не отрицание, их традиционных ролей. Столкновения с патриархальным миром «варваров».
  9. Государство и общественные корпорации. Государственная служба. Имперская бюрократия в столицах и провинциях. Иереи и воины. Землевладельцы, крестьяне и фермеры. Пролетариат, когнитариат, прекариат. Птохи и другие деклассированные элементы. Изгои и маргиналы из высокопоставленных слоёв общества.
  10. Горизонтальные связи и гражданское общество в аватарианском континууме. Общая характеристика социальных иерархий.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели устройства многослойного имперского общества для нашего мира.
  12. Перспективы её использования в России будущего.

 

***

 

Лекция VIII.
Региональное развитие в «Божественном мире».
Многообразный мир имперских царств,
провинций и городов

  1. Римская Африка в IV-V вв. Высокоразвитые североафриканские провинции Рима – историческое ядро аморийской цивилизации.
  2. Аморийская империя как «островная», «гидравлическая» и «эфирная» цивилизация с чрезвычайно высоким (до 97%) уровнем урбанизации.
  3. Территориальное деление и административное устройство. Обновлённая ахеменидская модель: имперские царства как автономные государства в составе единого Государства-Содружества аватарианской веры. Гибкость управления на местах: провинции, номы, округа и префектуры, исторические области, города имперского подчинения, «буферные» экзархаты за пределами Империи, ассоциированные с нею государства (например, Иудея, см. лекцию VII), государства-протектораты, поселения акритов на границах и земли варваров-федератов.
  4. Темисия – официальная столица Империи, крупнейший город мира (космополис). Темисия как альтернативный Рим, Константинополь и Москва. Озеро Феб. Палатинский и Сапфировый дворцы, Пантеон, Авентин, Капитолий, стадион Александра Великого, цирки, вокзалы, порты. Эсквилинский аэропорт. Эридов лес. Великий канал Эридан, связывающий Темисию со Средиземным морем. Темисия как Миклагард, «великий город» в представлении северных варваров.
  5. Центральные царства: Эридея, Ливия, Дорида. Нефтис – «город мастеров». Элисса, бывший Карфаген – первая столица Империи. Императорский дворец Августеон и Мавзолей Фортуната в Элиссе. Дорийский хребет – часть гор Атласа. Дор – крупнейший железнодорожный узел мира.
  6. Восточные царства: Египет и Нубия. Ракот (Александрия) как царская столица Египта и Хет-Ка-Птах (Мемфис) как жреческая. Мусейон, Библиотека, Фаросский маяк. Гробница Александра Великого. Центры почитания древних богов-нетеру и их значение в новой империи. Особенная роль Египта как колыбели аватарианства. Эритрейское (Красное) море и Синайский (Суэцкий) канал.
  7. Южные царства: Стимфалия и Сиренаика. Суровый край Стимфалийских гор. Нагорье Танат, Долина смерти и Обитель Обречённых. Маат и Анукис – новые большие реки, составляющие южную границу Империи. Эфирные мутации, «проклятый треугольник» и «заповедник кабиров». Джунгли и сирены.
  8. Мемнон – священная столица (теополис). Старый и Новый город. Хрустальная гора и месторождения кристаллов-эфиритов. Храм Фатума – главное культовое сооружение аватарианской веры. Метида – закрытое от посторонних священное царство, центр научного знания, учёного монашества и тайной теократии. Астерополь – «врата Мемнона» в Ливии. Некрополь Фортунатов в Метиде. Реки Шу и Тефнут. Нагорья Атум и Акен. Плато Эриманф. Испытательный полигон в пустыне Текену. Космодром Татенен.
  9. Западные царства: Испания, Илифия, Киферея, Персефона. Мост из Африки в Европу через Гераклейский (Гибралтарский) пролив. Атласские горы. Пустыня Ведиус. Оркус – «столица рабов». Киферополь – «столица магнатов», финансовый центр Империи. Гелиополь – «океанская столица», крупнейший в мире город-порт, соперничающий с Темисией. Колосс-маяк Фортуната в Гелиополе. Экспансия Илифии и Кифереи за реку Маат.
  10. «Путешествие по диковинной земле амореев» Давида Хасмонейского (Циони) как путеводитель для читателя.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели регионального развития имперских государств для нашего мира.
  12. Перспективы её использования в России будущего.

 

***

 

Лекция IX.
Герои, прототипы и архетипы.
Живые образы истории в «Божественном мире»

  1. История и литература, история и фантастика, история и политика: их взаимодействия. Зачем история писателю и читателю?
  2. Герои античной истории – кто они? Сходства и различия героев Древнего Египта, Эллады и Рима. Эней, сын Афродиты и Анхиса, как главный герой античного мира. Римская героика эпохи Поздней империи. Героика германо-скандинавского мира. «Энеида» vs. «Песнь о нибелунгах». Как герои древних мифов и легенд оживают в альтернативно-исторической вселенной «Божественного мира».
  3. Джозеф Кэмпбелл и его «Тысячеликий герой». Путь героя. «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» Кристофера Воглера. Бесконечное путешествие по Кэмпбеллу и Воглеру в романе-трилогии «Наследники Рима».
  4. Герои, прототипы и архетипы. Виктор V Фортунат как бессменный «отец отечества». Триумф и трагедия его длинного века.
  5. Люди вершин: кто в действительности правит Империей. София Юстина: аристократка-политик, её семья и окружение. Корнелий Марцеллин: трикстер, тиран-отец, правитель-реформатор. Марсий Милиссин: герой-любовник и герой на войне. Медея Тамина: молодой технократ, построившая автократию. Эмилий Даласин: благородный простак, ставший выразителем интересов сенаторской элиты.
  6. Кто говорит от имени народа. Плебейский трибун Кимон Псарик и его сын Андрон.
  7. Варвары в имперской Ойкумене. Герцог Крун и его дети. Кримхильда Нарбоннская: тёмная Амаласунта, которая выжила и отомстила. Варг Нарбоннский и его путь: от инфантильного мятежника к государю своего народа, политику имперского масштаба. Варг и его исторические прототипы.
  8. Окружение Варга. Ромуальд: рыцарь, летописец, дипломат. Доротея Марцеллина и её трагическая любовь. Сыновья Варга: Зигфрид, бастард-воин; Свенельд, потерянный принц; Харальд, книжный мальчик.
  9. Еретики Ульпины: учёные или фанатики, борцы за свободу или тоталитарные миротворцы, мудрые наставники или адепты Хаоса? Маркианская этика. Янус Ульпин: Мефистофель наоборот. Ульпин и Палпатин: сходства и различия.
  10. После Виктора V: герои продолжений, старые и новые. Лев XII, его семья и окружение. Подменённые дети. Любовь, война и крушение старого мира. Молодые Юстины vs. молодые Фортунаты: друзья, союзники, враги. Спасти Империю: мессианская альтернатива. Павел Юстин: между матерью и мессией. Макс Юстин: верный спутник богини, защитник мессии, сам принц-полукровка. Филиция Фортуната (Филис) как главная героиня цикла. Филис vs. София. Филис и Дейнерис: сходства и различия. Давид Хасмонейский как Иосиф Флавий альтернативного мира.
  11. Значение и актуальность живых образов истории в «Божественном мире».
  12. Перспективы живых образов истории в отечественной литературе (в частности, в фантастике).

 

***

 

Лекция X.
Мифологические структуры, культурные паттерны,
загадки истории, научные идеи и теории в альтернативно-исторической вселенной «Божественного мира»

 

***

Лекция XI.
Природа и климат, языки и народы, техника и технологии
в «Божественном мире»

 

***

Лекция XII.
Конец и вновь начало. Этногенез наследников Рима
(по Л.Н.Гумилёву). Основные вехи политической истории Аморийской империи после Фортуната (V-XIX вв.)