Меню Закрыть

Лекции

Чем я занимался в последние месяцы? Делал то, чего не делал до меня никто ни в России, ни в мире. (Сам тщательно проверил этот факт, но не удивлюсь, если снова выползут эксперты-всеговеды, любители не замечать или обесценивать всё, что ни делаю. Ну-ну!)

Я разрабатывал курс лекций по “Божественному миру”. Идея, кстати, не моя – её мне подарили год назад на одной из встреч в Москве. Но я по-настоящему зажёгся ею! В самом деле, раз уж альтернативно-историческая вселенная “Божественного мира” такая колоссальная, величественная и всеобъемлющая, как об этом пишут сведущие люди, с таким обилием фактического материала, идей, альтернатив – то почему бы не создать по ней курс лекций? Серьёзный, научный, вернее, научно-популярный и просветительский курс для широкой аудитории – об альтернативном мире как о совершенно настоящем! Притом, курс авторский: не когда толкиеноведы (например) домысливают за Профессора, что тот имел в виду, а сам создатель мира рассказывает о нём всё как есть, из первых уст. Это хороший вызов для учёного и фантаста, я его принял.

Разработки уже есть, как минимум, на 9 полноформатных лекций. А будет их всего 12, как нетрудно догадаться, если вы знакомы с миром. Я собираюсь публиковать их планы в своём фейсбуке и на авторском сайте, чтобы желающие читали, привыкали и обдумывали, вносили замечания и предложения.

Курс адресован научным работникам, студентам, энтузиастам и широкому кругу читателей.

АВТОРСКИЙ КУРС
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЛЕКЦИЙ
БОРИСА ТОЛЧИНСКОГО ПО «БОЖЕСТВЕННОМУ МИРУ»

Лекция I.
Рождение «Божественного мира» из духа античности. Начала Римско-Аморийской цивилизации

  1. Введение в альтернативно-историческое моделирование. Случайности и закономерности в истории. Развилки и альтернативы.
  2. Эпоха Поздней Античности: обзор и характеристика. Вероятность альтернативно-исторических развилок середины V века.
  3. Мир Pax Romana в V веке. Римская империя и варвары. Поражения римлян в Европе и Азии. Стихийные бедствия.
  4. Битва народов на Каталаунских полях: гибель военачальника Аэция, победа гуннов (451). Три падения Рима: Аларих (410), Аттила (452), Гейзерих (455). Падение Константинополя на тысячу лет раньше, чем в РИ (453). Вероятность «иной Византии».
  5. Гибель императора Валентиниана III и военачальника Рицимера (455). Гай Аврелий Фортунат, приближённый Аэция, друг Рицимера – новый римский император. Майориан, в реальной истории, и Фортунат, в альтернативной – одно и то же лицо?
  6. Крушение Римской империи на Востоке и Западе. Консолидация ресурсов Рима в войне с вандалами за Северную Африку. Фортунат против Гейзериха. Взятие Карфагена и победа римлян (455).
  7. Возрождение Империи в африканских провинциях. Спор «реваншистов», сторонников отвоевания Европы, и «прагматиков», выступающих против этого проекта. Заочный спор Фортуната с Августином, запрет его труда «О граде Божием». Карфагенские эдикты Фортуната: о веротерпимости (455), примате Империи над Церковью (460) и защите Истинной веры (465).
  8. Фортунат в сравнении с Августом, Траяном, Аврелианом, Константином, Юлианом и Феодосием. Наследие Фортуната и наследники Фортуната. Формирование мифов о нём.
  9. Становление Аморийской империи и поиски дальнейшего пути. Три источника аморийской цивилизации: Рим – тело, Эллада – разум, Египет – душа. Новая столица – Элисса (Карфаген), новая религия – аватарианство, новая форма правления – теократия.
  10. Фазы этногенеза аморийского суперэтноса (по Л.Н.Гумилёву).
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели Pax Amoria|Pax Romana Nova для нашего мира.
  12. Проблемы и перспективы комплексного альтернативно-исторического моделирования в России.

Лекции II-III.
Аватарианство – новая альтернативная религия «Божественного мира»

Часть первая. Происхождение аватарианства и основы веры

  1. Религиозная ситуация в поздней Римской империи. Исторические предпосылки новой мировой религии. Завоевание Европы и Азии варварами и его влияние на религиозные предпочтения римлян.
  2. Возрождение Римской империи в Африке. Идеологический разлад середины V века н.э. Претензии Фортуната к христианству и вопрос об альтернативной религии. Фортунат как «римский Моисей».
  3. Открытие гробницы Гора, новое обращение к наследию Египта и египтизация Империи. Египет – колыбель аватарианства, древнеегипетский генотеизм – его идейный фундамент.
  4. Птах-Демиург и Творец-Пантократор. Роль мемфисского жречества. Представления о едином Боге-Творце, его циклически сменяющих друг друга посланцах-аватарах и воплощении одного из аватаров Творца в Божественном императоре. Слияние религиозно-политических ролей бога-фараона и императора-августа.
  5. Отношение аватарианства к божествам древнеегипетского и олимпийского пантеонов. Проблема признания «звёздных богов» в свете идей палеоконтакта. Эфир как материальное свидетельство истинности аватарианства и важнейший фактор его легитимации.
  6. Основы аватарианской веры.
    1. Учение о бессмертной душе и небесном суде аватаров.
    2. Учение о посмертном мире и его многообразии. Верхние миры: Эфир, Элизиум, Дуат, Поля Иалу. Нижние миры: Аид, Эреб, Тартар. Астрал и Аменти. Аватарианская эсхатология.
    3. Учение о Добре, Зле и Гармонии. Аватарианская этика.
    4. Учение об устройстве мироздания. Аватарианская космогония и космология. Предвечный бог Неберджер и его Мультивселенная. Рождение Вселенной и богов из «Большого взрыва».
    5. Учение о Священной власти и Маат, Божественном порядке.
    6. Учение о добродетели и грехе. Наказание и прощение.
  7. Две триады имперских богов: 1) Бог-Творец, боги-аватары и бог-император; 2) Фортунат-Основатель, его дети и преемники на Божественном Престоле. Строгая иерархия отношений людей и богов.
  8. Объекты поклонения, молитвы и приношения. Культовые сооружения. Священные инсигнии. Важнейшие ритуалы.
  9. Силы, противостоящие Творцу и аватарам. «Тёмная триада»: Сет-Разрушитель, Апоп-Мрак и Асфет-Хаос, принципиальные различия между ними. Причины отсутствия «дьявола» и «бесов» в аватарианстве. Маат vs. Асфет. Асфетология – комплекс наук о хаосе.
  10. Государственная ересь как тягчайшее из преступлений. Марк Ульпин и его ересь. Процесс над Ульпинами (1785) как пример расправы с опасной для Маат-Порядка ересью. Умирающая и воскресающая ересь.
  11. Богохранимая империя и новый богоизбранный народ. Понимание избранности и ответственности. «Родовая травма» аватарианского государства и причины его нетерпимости.
  12. Аватарианство как универсалистская и мессианская идеология. Религиозные основы претензий на всемирное господство.

Часть вторая. Государство-Содружество аватарианской веры

  1. Религиозно-политическая доктрина Фортуната. Государство как высшая ценность и его примат над личностью. Священное Содружества аватарианской веры. Государство-Содружество как единое целое. Ордена Священного Содружества, их структура и функции.
  2. Тройственное понимание Империи: 1) как мировой универсалии, всего обитаемого мира; 2) как гражданского союза аморийцев, наследников Рима; 3) как земного Священного царства, основы Маат, Божественного порядка. Император-август как владыка Ойкумены, суверен Государства и глава Священного Содружества.
  3. Проявленная теократия. Император-август как земной бог, живая икона и верховный арбитр. Святая Курия как толкователь законов, верховный и конституционный суд и высший идеологический арбитраж. Аватарианская верхушка: понтифики, первоиерархи, кураторы. Иереи-чиновники, служители Государства-Содружества, отвечающие за порядок, их роль в судебной системе.
  4. Тайная теократия. Метида – священная провинция, Мемнон – священная столица. Анахореты, монахи, ментаты. Различия между иереями отдельных богов-аватаров и служителями Фатума (Бога-Творца). Причины отсутствия в аватарианстве оракулов, проповедников, священного писания, духовенства и самого понятия «церкви».
  5. Иереи-учёные. Наука, воспитание, образование и СМИ в неразрывном аватарианском континууме. Монастыри и научные центры Метиды. Наука как отрасль тайного знания и научное знание как неотъемлемая часть аватарианского учения. Контроль над прогрессом.
  6. Автономные программы-модули искусственного интеллекта в системе тайной теократии. Деймоны-риши как хранители премудрости и наставники молодых ментатов.
  7. Высшие ступени тайной теократии. Хрустальная гора. Храм Фатума в Мемноне. Синклит Храма Фатума. Пространство Эмпиреуса. Бог-император на вершине и синклит Храма Фатума над вершиной всей пирамиды имперской власти.
  8. Богословские дискуссии и границы дозволенного. Широкое пространство гражданских свобод под жёстким куполом государственной идеологии.
  9. Репрессивная машина Государства-Содружества. Инструменты подавления ересей. Спецслужбы Империи под неусыпным оком аватарианской теократии. «Милисы в белых ризах» – политическая полиция. Тайная конгрегация «Адептов Согласия» и регрессорство против варваров.
  10. Аватарианство в сравнении с другими мировыми религиями. Его отношение к зороастризму, индуизму и буддизму, конфуцианству, синтоизму, иудаизму и христианству. Причины восприятия языческих божеств варварского мира как «ипостасей Асфета» (Хаоса).
  11. Значение и актуальность аватарианства, как альтернативно-исторической религии, для нашего мира.
  12. Перспективы аватарианских идей в России будущего.

Лекция IV.
Модель конституционной теократической монархии (КТМ)
в альтернативно-исторической вселенной
«Божественного мира»

  1. Политическая система Поздней Римской империи. Её преимущества, недостатки и закономерности крушения.
  2. Общая характеристика новой политической модели, соотношение в ней теократии, монархии и конституции.
  3. Её источники: древнеегипетский генотеизм, эллинистические монархии и римское право. История возникновения КТМ в АИ-вселенной «Божественного мира». Завещание Фортуната как законодательный завет, мифологическая конституция и основа для общественного договора.
  4. Идеологический фундамент КТМ: аватарианство (см. лекции II-III).
  5. Экономический фундамент: эфир и его инфраструктуры (см. далее лекцию V).
  6. Демографический фундамент: полноправные квириты, подданные без гражданства, либертины, иноземцы и рабы (лекция VII).
  7. Политическая структура и ключевые институции.
    1. Император-фараон: земной бог, живая икона и верховный арбитр. Его функции и полномочия, реальные и мнимые. Августы-монархи и цезари, их наследники. Дом Фортунатов как священная императорская династия с исключительными правами на Божественный престол. Запрет её членам на занятия политикой.
    2. Имперское правительство, его структура и функции. Чати (первый министр) как полновластный правитель государства. Борьба за пост чати – ось всей имперской политики. Система сдержек и противовесов его власти.
    3. Сенат: сословное представительство высшей родовой знати. Сенаторы как главы княжеских фамилий, происходящих от потомков Фортуната. Проблема представительства имперского служилого «дворянства» – патрисов.
    4. Плебсия: выборные делегаты от народа. Её глава, трибун, как «защитник народа» перед властью. Плебейские магнаты. Элементы демократии и олигархии в КТМ. Интеграция плебейской верхушки в имперскую политическую элиту. Запрет партий и подавление «несистемного» представительства.
    5. Святая Курия: толкование законов, судебная и идеологическая власть. Понтифик Курии как верховный судья. Ордена Священного Содружества (см. также лекцию III).
    6. Архонты, губернаторы, экзархи, федераты: гибкая система управления территориями (подробнее см. лекцию VIII).
    7. Консистория: согласование интересов в узком имперском «госсовете».
    8. Большая Консистория: общее собрание всех институций.
    9. Армия и флот: вооружённые орудия священной воли. Военная диктатура как чрезвычайный конституционный институт.
    10. Синклит Храма Фатума: высшая надзорная инстанция. Тайная теократия как внеконституционный политический актор. Роль синклита Храма Фатума в возведении, легитимации и смещении Божественных императоров.
  8. Законодательство, управление и судопроизводство. Законы писаные и неписанные. Запутанность имперских законов как пространство для лазеек и внутриэлитных компромиссов. Конституционные эдикты. Исключающие эдикты как способ легального обхода законов.
  9. Роль КТМ в многослойной системе иерархий. Распределённая система принятия решений. Конституционные механизмы ротации власти. Перевороты как один из таких механизмов. Невозможность узурпаций.
  10. Сходства и различия с формами правления в реальной истории. Наше «разделение властей» по Монтескьё vs. аморийская многосоставная «Полибиева схема», включающая монархию, аристократию, демократию и олигархию под сенью теократии. Своеобразие Аморийской империи как правового государства.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели КТМ для нашего мира, её достоинства и недостатки.
  12. Перспективы построения конституционной теократической монархии в России будущего.

 

 

Лекция V.
Эфир – дар богов или ресурсное проклятие?
Социально-экономическое устройство
«Божественного мира»

  1. Экономика Римской империи в первой половине V века.
  2. Социально-экономические последствия потери Европы и Азии и исхода римлян в Северную Африку. Ситуация в североафриканских провинциях после разгрома римлянами королевства вандалов.
  3. Экономическая политика Фортуната и его преемников. Консолидация ресурсов, поиск новых возможностей. Открытие и изучение гробницы Гора. Активация в 774 году околоземного объекта, позднее получившего название Эфир. Свидетельства подобного события в материальных источниках реальной истории.
  4. Происхождение Эфира – главная из загадок «Божественного мира». Гипотеза Эфира как артефакта нетеру, «звёздных богов», первых прогрессоров и цивилизаторов человечества. «Прощание с Аммоном».
  5. Физическая природа Эфира. Преимущества и риски использования нового неисчерпаемого источника (ретранслятора) космической энергии. Хрустальная гора и кристаллы-эфириты. Мемнон, священная столица (теополис), под Хрустальной горой и в её толще, Храм Фатума на вершине горы. Место Эфира в новой космологической картине мира аморийцев.
  6. Ключевая роль эфира в их борьбе за жизненное пространство. Палеоистория Северной Африки: что было прежде там, где теперь пески Сахары, и что ещё может скрываться под ними. Терраформирование Сахары. Новые поля, леса, каналы, реки, города.
  7. Социально-экономический уклад Аморийской империи конца XVIII века (время действия первых романов). География, демография и урбанистика. Аморийская империя как высокоурбанизированная цивилизация. Имперская теллурократия и талассократия.
  8. Эфиритовые технологии в военном деле, медицине, системах коммуникаций и других отраслях. Локаторы эфира, приёмники и батареи. Эфиритовые излучатели и сканеры. Транспортные средства на энергии Эфира: эфиромобили, дромосы, экранопланы, монопланы и аэросферы, суборбитальные и космические аппараты. Видиконовая связь как аналог телевидения и интернета. Фузеры и другое оружие, основанное на эфире. Его роль в научном прогрессе, застое и регрессе.
  9. Воздействие Эфира на природу и климат. Эфирные бури, вихри, грозы, затмения и сияния. Зоны аномалий. «Проклятый треугольник». Мутации, вызванные эфиром. Кабиры, животные-мутанты. Влияние эфира на человека. Эфир и люди с особенными способностями (ментаты). Видения и трансфокации. Телепортация.
  10. Эфир как важнейшая идеологическая «скрепа». Что это – дар богов или ресурсное проклятие? Зависимость государства и общества от эфира. Контроль над энергией Эфира – основа основ могущества тайной теократии.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели Эфира и эфироориентированного общества для нашего мира.
  12. Перспективы использования новых источников энергии, подобных Эфиру, в России будущего.

Лекция VI.
«Варварская» Ойкумена
в альтернативно-исторической вселенной
«Божественного мира»

  1. Эллинистический мир и «вторая волна глобализации». Великое переселение народов III-VI вв. Римляне и варвары в единой Ойкумене. Восприятие ими друг друга, что изменила нём цепь альтернативно-исторических развилок середины V века (см. также лекцию I). «Родовая травма» римско-аморийской цивилизации.
  2. Ситуация в Европе и Азии после исхода оттуда римлян. Позднеантичные и раннесредневековые государства варваров в Испании, Италии, Галлии и Германии. Подчинение Азии Сасанидским Ираном. Левант и Аравия как буфер между ним и возродившейся в Африке Римской (затем Аморийской) империей.
  3. Нашествия викингов на Европу в VIII-X вв. Покорение ими Галлии и создание там мощного королевства, способного соперничать с Империей, угрожая ей через Средиземное море. Империя в глубокой обороне. Её реакция на внешние угрозы. Перенос столицы из Элиссы (Карфагена) вглубь материка, в Темисию. Войны с викингами, персами, арабами и племенами центральной Африки.
  4. Преодоление кризиса. Отвоевание Италии. Строительство Галльского канала, а затем пролива: Италия становится островом. Аморийская Британия в эпоху короля Артура. Пираты Эгейского моря. Острова-фронтиры как рубежи имперской обороны от сухопутных варваров.
  5. Упадок и распад королевства викингов в Галлии. Цизальпийское, Лугдунское, Аквитанское, Бургундское и Нарбоннское герцогства. Формирование системы клиентских государств в Италии, имперских экзархатов в Испании, на Балканах, в Малой Азии и Леванте. Федеративное королевство в Германии.
  6. Общая характеристика «средневековых» государств Европы и Азии. Германо-скандинавское язычество как злейший враг аватарианства. Различия элит и народов варварского мира по степени их включённости в мир Pax Amoria. Экономические санкции и императорские интердикты как орудия усмирения непокорных стран. Внешнеполитическая доктрина Фортуната и основы имперской политики в отношении варваров.
  7. Африка к югу от Аморийской империи. Федерация племён Батуту, главный поставщик рабов в Империю. Полунезависимые страны – Эритрея, Эфиопия, Маурия и Дагомея. Аравийский полуостров и причины отсутствия исламской альтернативы.
  8. Иудаизм в «Божественном мире». Новая модель взаимоотношений Империи с ивримами (евреями). Религиозная этнархия в Иудее. Положение ивримов в Земле Израильской и в диаспорах.
  9. Зороастрийская и христианская альтернативы. Персидская Азия и Великая Армения. Юго-Восточная Азия, Индия, Китай, Япония.
  10. Вся остальная Ойкумена в эпоху мирового доминирования Аморийской империи. Загадки западных и южных континентов.
  11. Значение и актуальность альтернативно-исторической модели взаимодействия цивилизации и варваров для нашего мира.
  12. Перспективы её использования в России будущего.