Меню Закрыть

Новый роман “Земля Обетованная” на АТ

После долгих и трудных раздумий всё-таки решил выложить на АТ первые главы романа “Земля Обетованная”. 

Идея этой книги пришла ко мне в 2014-2015 годах, когда, потеряв всю семью, я обратился к поиску новых жизненных стержней и якорей. Тогда же родился рассказ “Машиах”, и этот опыт обращения к судьбе народа иври показался мне удачным.

Здесь стоит напомнить о принципиальном отличии АИ-реальности “Божественного мира” от множества прекрасных, но придуманных миров фэнтези – Вестероса, Хьёрварда, Кэртианы и т.п. Оно заключается в том, что перед читателем наш мир, родной и реальный, выросший из нашей же истории и весь основанный на ней же. Вся ветхозаветная традиция осталась, она есть, и она становится неотъемлемой частью истории и культуры альтернативного мира. В новых книгах неизбежны постоянные отсылки к ней, к Исходу, Вавилонскому пленению, Маккавеям и Хасмонеям, Ироду и Иисусу, Иудейским войнам и т.п. В империи наследников Рима евреев даже больше, чем их было в Риме античных времён, в одной лишь имперской столице – больше, чем во всей сегодняшней России, двести тысяч! Они чтут Тору, ходят в кипах и едят мацу, как главный праздник празднуют Пурим и (полулегально) посещают синагоги; многие мечтают о Сионе и о Третьем храме…

Ещё раз, это важно: перед нами вовсе не гоганы или киндаты, или иные вымышленные народы, списанные авторами фэнтези с евреев реальной истории. А реальные иври (евреи), только в изменившихся исторических обстоятельствах. Им необходимо выживать в религиозно, социально и эмоционально чуждом окружении, служить ему и сохранять лояльность, и вместе с тем оставаться собой. Если в первых романах, в трилогии “Наследники Рима”, иври появлялись эпизодически (но они есть уже там), то в продолжениях цикла тема их отношений с титульной имперской нацией наследников Рима – одна из центральных.

В отличие от христианства, корни которого всё в том же иудаизме, аватарианство, новая альтернативная религия “Божественного мира”, следует совсем другой – неавраамической – религиозной традиции, вырастая непосредственно из генотеизма древних египтян. Способен ли выжить народ Книги в мире жёсткой теократической универсалии, где поклонение Птаху-Творцу и его воплощениям-аватарам вменено в обязанность всем подданным? Как быть, если имперский закон обязывает поклоняться, словно живым иконам, также богам-императорам, а у ивримов только один Бог, и это Бог Авраама, Иосифа и Моисея? А как самим имперцам “приручить” этот гордый, своевольный, самобытный народ, использовать его таланты и навыки себе на службу, как не повторить трагических ошибок древних фараонов, царей, императоров? Такое вообще возможно?!

В “Божественном мире” выстраивается принципиально новая, альтернативная модель отношений с титульной имперской нацией и её глобальным государством. Эта модель помогает лучше разобраться и в проблемах реальной еврейской истории. Можно ли было (и будет) избежать трагедий, если выстроить отношения иначе? Как же их выстроить? Какие это могут быть отношения? Какие здесь достоинства и риски?

Я не буду объяснять, насколько актуальны и важны подобные вопросы здесь, сейчас, для нас. Надеюсь, и так ясно.

***

Но “Земля Обетованная” – это не только и даже не столько об иври в обоюдоострых объятиях империи. Но и о самой империи наследников Рима, Египта и Эллады. Она переживает свой ресентимент, нуждается в обновлении и пытается найти новое место в стремительно меняющемся мире. Её земля обетованная – вся Северная Африка и Средиземноморская Ойкумена, завещанная своим потомкам Фортунатом, отцом-основателем возродившейся Римской империи. Эти цивилизованные земли ей необходимо отстоять перед новой волной варварства, которое, как и тысячу лет назад, в эпоху викингов, и полторы тысячи лет назад, в эпоху падения Рима, наступает с севера.

Поэтому протагонистов в книге двое. Это Давид Циони, писатель и путешественник, известный под литературным псевдонимом Давид Хасмонейский. Он родился в Иерусалиме, но всю жизнь прожил в имперской столице и считает себя настоящим патриотом своей новой родины. Ум его сильный, дерзкий, рефлексирующий, он ходит по грани дозволенного и часто её переступает. Но у него могущественный покровитель. А главное, за четыре года до начала действия романа судьба сводит его с Филицией (Филис, юной наследницей Хрустального трона империи. И эта встреча драматически меняет жизнь Давида. Их отношения превращаются в дружбу. Тем временем над иври, проживающими в империи, нависает новая опасность, и Давиду начинает казаться, что его близость к сильным мира сего поможет защитить их. Но так ли это? Или дух времени и законы реальной политики сильнее тёплых чувств?

В отличие от Давида, Филис – протагонист и антагонист в одном лице. Теперь она августа – в империи, где земное божество на троне лишено реальной власти и только царствует, никак не правит. Её удел – служить живой иконой для подданных и покорно утверждать правительственные эдикты. Но она убеждена, что старые имперские элиты безответственны, заботятся лишь о себе и толкают страну к гибели. Она не может с этим примириться. Её детство было искалечено, а жизненные испытания отточили ум и навыки так, что это вызывает трепет у врагов и даже у друзей. Удастся ли ей справиться с всесильными элитами, которые вечно грызутся за власть? Можно ли вдохнуть жизнь в настолько ветхий организм, гниющий заживо? Выполнимая ли это миссия или заведомо обречённая? Сможет ли женщина-политик преуспеть там, где спотыкались все мужчины? На какие преступления она готова пойти, чтобы поднять свою империю с колен, сделать вновь великой, вернуть народу счастье, уважение, достоинство и веру? Стоит ли так яростно сражаться за великую мечту – или всё безнадёжно, здесь уже ничего не исправишь? И она совсем одинока – стойкий охранитель, так сказать, по должности, как глава и символ всей Системы, и отчаянный бунтарь в одном лице! Как ей не раздвоиться? Как спасти свою погибающую империю, не разрушив окончательно? Как защитить родных и любимых, при этом их не погубив? Или всё же стоит пожертвовать ими, во имя счастья целого народа и блага государства?..

Сам не знаю, когда и как сумею завершить работу над книгой. Жизненные обстоятельства пока не благоприятствуют этому. Но и держать его “в столе” не стану: слишком велик риск, что там он и останется. Поэтому в ближайшие дни выложу то, что есть.

***

Таким образом, сейчас роман “Земля Обетованная” доступен в нескольких ознакомительных фрагментах:

1) этот текст – пролог и первые главы, они показывают, что это, о ком и о чём, и чего стоит ждать от книги;

2) “Мишлоах Манот” – короткий, но важный рассказ;

3) “Последнее путешествие Давида Хасмонейского” – большая и самостоятельная сюжетная арка;

4) “Саммит” – вбоквел об отношениях с нашим старым знакомым Варгом, который набрал силу, освободился и стремится стать вровень с империей;

5) “Машиах” – кульминация (но не развязка, не финал) романа.

***

Всех, кто отмечает Песах, с праздником! У иври в “Божественном мире” такой возможности нет, там этот праздник запрещён (почему – см. “Мишлоах Манот”), а у наших она есть, так не стоит её упускать. Хам Песах самеах!   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *