Меню Закрыть

Первая рецензия на продолжение цикла “Божественный мир”

Многоуважаемый коллега Julian-gnostik написал новую рецензию на мой труд, за что ему огромное спасибо.

И это первый за все годы читательский отзыв на одно из продолжений цикла “Божественный мир”. Да, рецензии и отзывы были и раньше, но только на романы основной трилогии “Наследники Рима”. Хотя цикл уже порядочно разросся, продолжений много, они и похожи, и очень непохожи на первые романы, и они, на мой взгляд, заслуживают внимания. Особенно если вы уже прочли трилогию и хотите знать, какие потрясения ждут “Божественный мир” дальше, т.е. ради чего, собственно, всё затевалось.

Во-вторых, из всех продолжений цикла рецензент выбрал “Последнее путешествие Давида Хасмонейского“. Как и другие, оно сперва писалось как фрагмент романа – в данном случае, “Земли Обетованной” – и затем выросло в самостоятельную вещь, большую сюжетную арку главного героя, от имени которого ведётся повествование. Сам Давид – не просто сын своего народа и своей эпохи, он, в некотором роде, alter ego автора и мой Иосиф Флавий в АИ-реальности “Божественного мира”, подобно тому как Лион Фейхтвангер создал своего Иосифа в Риме писаной истории (писаной, в том числе, самим Иосифом!). Эта повесть родилась у меня всего за неделю, что для “БМ” абсолютный рекорд. По драматизму она уступает только “Машиаху” (который и стоит читать именно после неё), а по насыщенности идеями и моральными дилеммами, думаю, превосходит.

И в-третьих, завтра начинается главный в нашем мире – но не в АИ-реальности Pax Romana Nova – еврейский праздник Песах, и разве не символично получить к нему рецензию на произведение, где речь идёт о судьбах всего народа Книги? Насколько это было, есть – и будет – актуально, судить читателям.

Рецензия на повесть «ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. Последнее путешествие Давида Хасмонейского»

Автор: Julian-gnostik  

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. Последнее путешествие Давида Хасмонейского

Борис Толчинский aka Брайан Толуэлл

Повесть / Политический роман

Повесть Бориса Толчинского “Земля обетованная. Последнее путешествие Давида Хасмонейского” является отдаленным по времени действия продолжением эпопеи “Наследники Рима” и стартовым произведением нового* цикла “Божественный мир”. Со времен событий, описанных в “Наследниках Рима”, прошло три десятилетия, и за это время ситуация в мире успела радикально поменяться. Аморийская империя, проиграв три войны галлам Варга, теряет свои вассальные владения, Варгу удалось объединить галльские герцогства в единое государство, из-под власти Империи вышли также Персия и Армения, которые к тому же принялись захватывать другие подвластные Империи территории: Персия – Сирию, а Армения – Анатолию.

За прошедшие десятилетия власть в самой Империи успела смениться несколько раз. Корнелий Марцеллин только невероятными усилиями врачей еще не помер от рака, но даже в предсмертном состоянии продолжает контролировать фракцию популяров в Сенате через младшего брата Гая. У власти правительство Павла Юстина, которое слабо и вот-вот падет. Почувствовавшие свою силу плебеи рвутся к реальной власти. Их магнаты не прочь поправить свои дела за счет иудейской общины Темисии (в Империи последних в просторечии именуют ирви), намереваясь выдворить оную из столицы. Семнадцатилетняя императрица Филиция, как и ее предшественники, лишенная реальной власти, намерена обрести таковую, спровоцировав глобальный кризис.

В центре всей этой разворачивающейся заварухи оказывается знаменитый писатель и путешественник Давид Хасмонейский, еще пять лет ставший кумиром юной принцессы Филиции и с тех пор сохранивший с ней дружественные связи. Затравкой к данной повести и всему новому циклу становится рассказ “Мишлоат Манох”, где Филиция на Пурим одаряет Давида имперским гражданством, но тот от этой чести отказывается. После этого, уже по сюжету самой повести, он отправляется в Иудею в надежде уговорить местного этнарха (пост, аналогичный первосвященникам в реальной истории Иудеи) Шимона Бар-Кохву вступиться за иври, проживающих на имперских землях, и заодно вымолить прощение своему отцу Янкелю. Вот только у Шимона с Янкелем застарелая вражда из-за их общей супруги Леи, ставшей матерью сыновьям обоих этих деятелей. Полнокровный брат Давида Хирам теперь врачует Конелия Марцеллина в Темисии, а брат по матери Шауль является правящим князем Иудеи и должен в будущем сменить Шимона на посту этнарха.

С упертым Шимоном, похоже, уже начинающим впадать в деменцию, договориться не удается, Давид даже временно попадает в заключение, но перед этим узнает от Шауля о массовом строительстве жилых домов в Иудее и окрестных землях за счет неизвестных жертвователей. Из тюрьмы под Храмовой горой Давида освобождают только благодаря заступничеству Филиции, к ней же его после этого и доставляют, и тут царственная поклонница посвящает его в тайны своей политики и заодно устраивает ему космическое путешествие с близким осмотром искусственной звезды Эфира, созданного, как теперь выясняется, египетскими богами-нетеру для воссоздания на Земле цивилизации после великого оледенения, впоследствии погашенного и вновь загоревшегося на благо аморийцев после обнаружения гробницы Гора, но о том в точности знает только синклит Храма Фатума в Мемноне. (О том, кто такие нетеру и что они делали на Земле, читатели могут узнать из небольшой повести “Прощание с Аммоном”, опубликованной автором в качестве предисловия к роману “Боги выбирают сильных” из цикла “Наследники Рима”.)

Финалом же данной повести становится сцена у постели умирающего Корнелия Марцеллина, где имперское гражданство, а также патрицианское достоинство получает уже но только Давид, но и его брат Хирам вместе с их семьями, а Корнелий выторговывает у Филиции обещание поручить формирование нового правительства Софии Юстине, с которой Филиция сейчас на ножах. Такой финал обещает в дальнейшем очень бурные события, которые, видимо, будут освещены в последующих произведениях данного цикла.

Как и предыдущие произведения автора, данная повесть мастерски написана, богата политическими и теологическими откровениями и, безусловно, достойна внимания читателей, которым понравился мир “Наследников Рима”.

* Я бы только уточнил, что 

стартовым произведением нового цикла “Божественный мир”

Цикл “Божественный мир” включает вообще всё созданное начиная с середины 1990-х в данном альтернативно-историческом сеттинге: трилогию “Наследники Рима” и её продолжения, т.е. фрагменты романов, самостоятельные повести, рассказы, новеллы, статьи – и даже лекции. Для меня это, в своём роде, настоящая экосистема, книги – только её часть. Вот более наглядно:

свернуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *