Божественный мирОбщееПублицистика

7 причин, почему «Божественный мир» — НЕ фэнтези

10 апреля, 2020

СЕМЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ «БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР» — НЕ ФЭНТЕЗИ

1. В нём нет магии и мистики, волшебных явлений и сверхъестественных существ. Всё, что выглядит похожим на магию, может быть объяснено рационально и логически, с позиций науки, научных гипотез, даже без фантастических допущений, не то что магических.

Аэросфера, как она может выглядеть в АИ-вселенной «Божественного мира»

2. Фэнтези — это мир гармонии с природой, «БМ» — мир торжества над природой. Вся северная треть Африки, территория Аморийской (Новой Римской) империи, собственно, и есть мир, переделанный человеком и для человека. Причём переделанный не магией (см. п.1), а с помощью технологий. Эти технологии у нас или забыты, или только-только входят в нашу жизнь — а там они активно используются.

Карта альтернативно-исторического мира Pax Amoria (Борис Толчинский, 1997)

3. Реальность «Божественного мира» не условно-параллельная, не затерянная где-то во времени и пространстве — а конкретно-историческая и альтернативно-историческая. Это наша Земля, наше Средиземноморье, наш мир, выросший из Поздней Античности, но его история пошла по иному пути вследствие целого ряда АИ-развилок середины V века н.э. и открытий последующего периода (см. таймлайн). Это мир, в котором жрица науки Гипатия уже убита, растерзана религиозными фанатиками, но живы её труды, жива Библиотека, сокровищница древней мудрости, а с нею — античная учёность; на своём месте Фаросский маяк, цела и почитаема гробница Александра Македонского; нашествия завоевателей из арабской пустыни нет и не будет. Это мир, где чтят по-новому древних египетских богов; на плато Гиза спит великий Сфинкс; а главный императорский дворец в новой имперской столице напоминает пирамиду Джосера. Мир Римской ойкумены, которая возрождается в Африке на новых принципах — это мир, где свободный дух античности сочетается с высокими технологиями, какие к нам придут только в конце Нового времени, а некоторые неизвестны до сих пор.

Ракот (Александрия) в АИ-вселенной «Божественного мира» (иллюстрация Анны Дербенёвой, 2019)

4. Фэнтези рисует нам простое общество, стилизованное под европейское Средневековье, именно за эту простоту его и любят поклонники «сказки для взрослых». В АИ-вселенной «Божественного мира» условное Средневековье — только в Западной Европе, которая в VIII-IX вв. была покорена викингами и сейчас, тысячу лет спустя, остаётся варварской, языческой. Где снаружи вроде всё как принято в фэнтези — короли и герцоги, рыцари, кони, доспехи, мечи, «колдуны» и т.п. А глубоко внутри — всё тот же Римский мир и схватка за его воображаемое наследие. Эта «средневековая» Европа грезит о свободе от заморской Империи, но вместе с тем отчаянно стремится стать такой же. У неё нет своих идей, мы бы сказали, образа будущего, она словно застряла в безвременье.

В АИ «Божественного мира» викинги покорили Западную Европу, стали её королями и герцогами, все нынешние правители Галлии — их прямые потомки

5. Напротив, в Аморийском (Новоримском) мире — другая крайность: жёсткая идеократия, сложноорганизованное общество с множеством разнообразных иерархий, которые накладываются друг на друга и причудливо взаимодействуют, с развитой экономикой, основанной на эфире, это общество одновременно архаическое и футуристическое, счастливое и несчастное, незыблемое и хрупкое, богоизбранное и как будто прОклятое.

Так может выглядеть небольшой провинциальный город, в котором перерабатывают и используют эфир

6. Фэнтези — мир, где расстояния убивают эффективные коммуникации: герои передвигаются или на своих двоих, или на животных, или с помощью магии. В «Божественном мире» доступ к коммуникациям находится в прямой зависимости от задач и статуса: если ты раб, то у тебя есть только твои ноги; если рыцарь, можешь ездить на коне или плыть на парусном судне; если подданный Империи — путешествовать на поезде, экраноплане, корабле с автономным двигателем; если квирит, полноправный гражданин, — ещё и воздушным транспортом; если человек с особым посвящением — для тебя открыты и суборбитальные полёты; а для самых посвящённых — телепортация, мгновенные перемещения в пространстве. Геральту или Конану, чтобы преодолеть расстояние от Лютеции (Парижа) до Темисии (на широте Абидоса), потребовались бы 2 месяца; Давид Хасмонейский доберётся за 2 недели, герцог Варг — за неделю; София Юстина — за пять часов; Филис в «Саммите» — за пять минут. «Божественный мир» — мир гигантских расстояний и эффективных коммуникаций, где события происходят быстро, а скорость реагирования на них критична, от неё зависит весь сюжет.

Если вы полноправный квирит, вы можете долететь в Нарбонну из Элиссы (Карфагена) через море всего за 3 часа на экраноплане «Виктор Фортунат»

7. Фэнтези — эскапистская литература, она рисует миры, куда хочется сбежать от проблем реального мира. Самые лучшие миры фэнтези — те, куда не просто хочется сбежать, там хочется остаться навсегда, там жить. Мы знаем, что для многих поклонников фэнтези эти миры реальнее, чем наш земной, посюсторонний. «Божественный мир» решает противоположную задачу: он не для того, чтобы убежать туда от реальных проблем, а для того, чтобы помочь решить их. Он не для того, чтобы в нём жить — он для того, чтобы изучать его, а изучив, вернуться в наш мир с новыми знаниями и применить их на практике. Если угодно, это анти-эскапистский мир.

Рисунок с обложки романа «Воскресшие и мстящие», точно отражающий дух АИ-мира (Анатолий Дубовик, 2019)

Пользуйтесь, кому надо! Ссылку на этот пост можно давать всякий раз, когда «Божественный мир» причислят к жанру фэнтези.

Всё то же самое кратко и наглядно

PS. И во избежание кривотолков: я нормально отношусь к фэнтези, сам написал другие 9 книг в этом жанре, он мне дорог и по-своему любим. Но конкретно «Божественный мир» — не фэнтези.

DIXI.

Добавить комментарий

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru