Меню Закрыть

7 причин, почему “Божественный мир” – НЕ фэнтези

СЕМЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ “БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР” – НЕ ФЭНТЕЗИ

1. В нём нет магии и мистики, волшебных явлений и сверхъестественных существ. Всё, что выглядит похожим на магию, может быть объяснено рационально и логически, с позиций науки, научных гипотез, даже без фантастических допущений, не то что магических.

Аэросфера, как она может выглядеть в АИ-вселенной “Божественного мира”

2. Фэнтези – это мир гармонии с природой, “БМ” – мир торжества над природой. Вся северная треть Африки, территория Аморийской (Новой Римской) империи, собственно, и есть мир, переделанный человеком и для человека. Причём переделанный не магией (см. п.1), а с помощью технологий. Эти технологии у нас или забыты, или только-только входят в нашу жизнь – а там они активно используются.

Карта альтернативно-исторического мира Pax Amoria (Борис Толчинский, 1997)

3. Реальность “Божественного мира” не условно-параллельная, не затерянная где-то во времени и пространстве – а конкретно-историческая и альтернативно-историческая. Это наша Земля, наше Средиземноморье, наш мир, выросший из Поздней Античности, но его история пошла по иному пути вследствие целого ряда АИ-развилок середины V века н.э. и открытий последующего периода (см. таймлайн). Это мир, в котором жрица науки Гипатия уже убита, растерзана религиозными фанатиками, но живы её труды, жива Библиотека, сокровищница древней мудрости, а с нею – античная учёность; на своём месте Фаросский маяк, цела и почитаема гробница Александра Македонского; нашествия завоевателей из арабской пустыни нет и не будет. Это мир, где чтят по-новому древних египетских богов; на плато Гиза спит великий Сфинкс; а главный императорский дворец в новой имперской столице напоминает пирамиду Джосера. Мир Римской ойкумены, которая возрождается в Африке на новых принципах – это мир, где свободный дух античности сочетается с высокими технологиями, какие к нам придут только в конце Нового времени, а некоторые неизвестны до сих пор.

Ракот (Александрия) в АИ-вселенной “Божественного мира” (иллюстрация Анны Дербенёвой, 2019)

4. Фэнтези рисует нам простое общество, стилизованное под европейское Средневековье, именно за эту простоту его и любят поклонники “сказки для взрослых”. В АИ-вселенной “Божественного мира” условное Средневековье – только в Западной Европе, которая в VIII-IX вв. была покорена викингами и сейчас, тысячу лет спустя, остаётся варварской, языческой. Где снаружи вроде всё как принято в фэнтези – короли и герцоги, рыцари, кони, доспехи, мечи, “колдуны” и т.п. А глубоко внутри – всё тот же Римский мир и схватка за его воображаемое наследие. Эта “средневековая” Европа грезит о свободе от заморской Империи, но вместе с тем отчаянно стремится стать такой же. У неё нет своих идей, мы бы сказали, образа будущего, она словно застряла в безвременье.

В АИ “Божественного мира” викинги покорили Западную Европу, стали её королями и герцогами, все нынешние правители Галлии – их прямые потомки

5. Напротив, в Аморийском (Новоримском) мире – другая крайность: жёсткая идеократия, сложноорганизованное общество с множеством разнообразных иерархий, которые накладываются друг на друга и причудливо взаимодействуют, с развитой экономикой, основанной на эфире, это общество одновременно архаическое и футуристическое, счастливое и несчастное, незыблемое и хрупкое, богоизбранное и как будто прОклятое.

Так может выглядеть небольшой провинциальный город, в котором перерабатывают и используют эфир

6. Фэнтези – мир, где расстояния убивают эффективные коммуникации: герои передвигаются или на своих двоих, или на животных, или с помощью магии. В “Божественном мире” доступ к коммуникациям находится в прямой зависимости от задач и статуса: если ты раб, то у тебя есть только твои ноги; если рыцарь, можешь ездить на коне или плыть на парусном судне; если подданный Империи – путешествовать на поезде, экраноплане, корабле с автономным двигателем; если квирит, полноправный гражданин, – ещё и воздушным транспортом; если человек с особым посвящением – для тебя открыты и суборбитальные полёты; а для самых посвящённых – телепортация, мгновенные перемещения в пространстве. Геральту или Конану, чтобы преодолеть расстояние от Лютеции (Парижа) до Темисии (на широте Абидоса), потребовались бы 2 месяца; Давид Хасмонейский доберётся за 2 недели, герцог Варг – за неделю; София Юстина – за пять часов; Филис в “Саммите” – за пять минут. “Божественный мир” – мир гигантских расстояний и эффективных коммуникаций, где события происходят быстро, а скорость реагирования на них критична, от неё зависит весь сюжет.

Если вы полноправный квирит, вы можете долететь в Нарбонну из Элиссы (Карфагена) через море всего за 3 часа на экраноплане “Виктор Фортунат”

7. Фэнтези – эскапистская литература, она рисует миры, куда хочется сбежать от проблем реального мира. Самые лучшие миры фэнтези – те, куда не просто хочется сбежать, там хочется остаться навсегда, там жить. Мы знаем, что для многих поклонников фэнтези эти миры реальнее, чем наш земной, посюсторонний. “Божественный мир” решает противоположную задачу: он не для того, чтобы убежать туда от реальных проблем, а для того, чтобы помочь решить их. Он не для того, чтобы в нём жить – он для того, чтобы изучать его, а изучив, вернуться в наш мир с новыми знаниями и применить их на практике. Если угодно, это анти-эскапистский мир.

Рисунок с обложки романа “Воскресшие и мстящие”, точно отражающий дух АИ-мира (Анатолий Дубовик, 2019)

Пользуйтесь, кому надо! Ссылку на этот пост можно давать всякий раз, когда “Божественный мир” причислят к жанру фэнтези.

Всё то же самое кратко и наглядно

PS. И во избежание кривотолков: я нормально отношусь к фэнтези, сам написал другие 9 книг в этом жанре, он мне дорог и по-своему любим. Но конкретно “Божественный мир” – не фэнтези.

DIXI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.