200-летие смерти Наполеона Бонапарта проходит у нас таким же незамеченным, как проходило в 2019 году 250-летие со дня его рождения. Это очень печально и многое говорит о состоянии умов в сегодняшней России.
А между тем сама история смерти Наполеона на св. Елене не менее интересна и поучительна, чем даже история его жизни, вдохновившей многих современников и вдохновляющей потомков. Зачем вообще он сдался англичанам в 1815 году?
– Как Фемистокл, я пришел найти прибежище у очага английского народа. Я отдаю себя под защиту его законов и прошу этой защиты у Вашего Высочества, как у наиболее могущественного, верного и великодушного из моих врагов.
Откуда эти романтические грёзы в устах крупнейшего политика своего времени, гениального полководца, сурового прагматика до корней волос? Что на него тогда нашло? Неужели он не понимал последствий? Или он действительно мнил себя Фемистоклом? И всерьёз рассчитывал, что правительство Британии отдаст ему в управление ряд городов или графств? Но принц-регент Георг (IV), к которому взывал французский император, был страшно далёк от царя царей Артаксеркса, это был мелкий, развращённый и неумный человек, деятель совсем другого масштаба, нежели Наполеон. Но даже если бы Георг захотел дать пленённому императору защиту, английский правящий класс ему бы не позволил, так как не было у Англии врага страшнее, чем Наполеон.
Так неужели он этого всего не понимал?
Он понимал, вне всякого сомнения. Понимал, что англичане рады бы казнить его, но не посмеют – времена не те! Сознавал, что вместо казни они устроят ему ссылку, изгнание, каторгу; будут унижать и издеваться, как только сумеют; будут травить ядами, покуда весь мятежный дух из него не выйдет. Засунут в такую дыру, где никто никогда не поможет ему, где он будет закрыт, словно в клетке, от европейского общественного мнения, и устроят такую жизнь, что смерть начнёт казаться избавлением.
Он этого всего не мог не понимать.
Но альтернативой выглядело бегство, вечные скитания по свету. Его никто не приютил бы против воли англичан, могущественных победителей при Ватерлоо, новых – вместо него! – гегемонов цивилизованного мира. Разве что – свободная, но пока не очень просвещённая Америка, уже при его жизни сбросившая их господство. Такие варианты были и реально обсуждались. А сколько есть альтернативок, где он спасается и снова возвращает себе славу и величие! Нам нужно “влезть в шкуру Наполеона”, чтобы понять, почему в реальности он не пошёл на них, почему предпочёл разыграть перед всем миром “фарс Фемистокла” и отдаться в руки англичан.
Потому, очевидно, что путь униженного, робкого изгнанника – не для него! Тот, кто добыл Франции величие, дал гражданский мир, порядок и Гражданский кодекс; кто затем истощил её живительные силы и ввергнул в ужасающие бедствия; кто покорил Европу и расплатился за свои амбиции миллионами жизней – человек подобного масштаба не может найти счастье в прозябании и бегстве. Любая проза частной жизни убьёт великий миф о нём. Что ещё – самоубийство? Выбор слабых! Чтобы оставить за собой великую легенду, нужно добровольно выбрать путь страданий. Они также искупят его вину перед народами. Для человека, который всю жизнь не прятался от тягот, а напротив, шёл навстречу им, это трудное, но вполне логичное решение.
Итак, Наполеон предвидел свою участь и сознательно избрал такую смерть, которой подобает умереть Наполеону. Создавший себя сам, поднявшийся из ничего до самых вершин земного величия, он был творцом не только собственной жизни, он даже смерть свою устроил так, чтобы не оставить равнодушных к этой удивительной судьбе.