В отличие от Джорджа Лукаса, творца “Звёздных войн”, Джордж Мартин, создатель мира “Песни льда и огня”, относится к анти-Мидасам. Если легендарный царь Мидас, дотронувшись до чего-либо, превращал это в золото, то Мартин, прикасаясь к живой истории, превращает её в говно.
Но это, разумеется, не заурядный копролит, а яркая, блестящая и ароматная какашка. Мартин – искусный кулинар. Он берёт историю Британии, потрошит её, спускает саму кровь истории, все истинные смыслы, все реальные проблемы, занимавшие людей, все великие идеи, что владели умами миллионов, перемешивает, взбалтывает, оставляет лишь игру амбиций, обильно приправляет грязью и кровищей – и оно готово, можно подавать к столу.
Хипстер визжит от восторга. Историю – живую, яркую, неоднозначную, многослойную и многоцветную – хипстер не знает, не любит и не понимает, ему главное сбежать от забот реального мира и ощущать своё превосходство над этим грязным, искалеченным “Средневековьем”. И он, пожирая кулинарную продукцию Мартина, действительно считает мир Вестероса Средневековьем.
В подлинном Средневековье всё не так. Об этом стоило бы написать отдельную статью, она получилась бы огромной – и поэтому нет, не стоило бы, неблагодарное это занятие и совершенно безнадёжное. Ниже – отдельные мазки, навскидку.
Смотрите, в семье Генриха Боклерка (Учёного), короля Англии, происходит страшная трагедия: в кораблекрушении погибает его единственный законный сын, наследник престола Вильгельм. И только поэтому Генрих делает наследницей английского престола свою дочь Матильду (Мод). Наследников мужского пола у короля больше не будет – дочь остаётся его законной наследницей до самой смерти отца. Стефан Блуаский, будущий соперник Матильды, не сын короля, всего лишь племянник.
А что мы видим в “Доме Дракона”? Король Вестероса Визерис, по дарованиям своим ни разу не Боклерк, имеет брата Деймона, наследника престола, и дочь Рейниру. Когда брат выходит из доверия, король объявляет наследницей престола дочь. Логично? Да, хотя и непривычно. Но потом Визерис женится, у него появляются законные сыновья Эйгон и Эймонд. Казалось бы, вопрос решён – вот они, новые наследники престола. А дочери, хотя и старшему ребёнку короля, придётся пропустить их вперёд: в патриархальном обществе иначе быть не может.
(В скобках напомню, вдруг кто не знает: Великобритания перешла от когнатической примогенитуры к абсолютной только в 2013 году. В 2013 году, Карл! Практически в наше время. Это означает, в частности, что даже если бы принцесса Анна (1950) родилась раньше принца Чарльза (1948) и была бы старшим ребёнком королевы Елизаветы II, то после смерти королевы в 2022 году на британский престол всё равно взошёл бы Чарльз, король Карл III. А вот уже Шарлотта, внучка Карла III, родившаяся в 2015, т.е. после принятия нового Акта о престолонаследии, имеет преимущество перед своим младшим братом Луи.)
Но нет! Куда там. Рейнира остаётся наследницей престола. Почему? А нипочему! Потому что так решил её отец-король. А почему он так решил? ХЗ. Решил, и всё. Вопросы? В искусственном “Средневековье” Мартина возможно и такое, да ещё и не такое.
Смотрим дальше. Король Визерис при смерти. Ежу понятно, что, как только он умрёт, будет схватка за трон между партиями Рейниры и Эйгона, старшего сына короля, уже подростка, готового надеть корону. И что же делает Рейнира, эта отважная и умная женщина, как нам её всё время представляют? Отбывает из столицы, оставляя умирающего отца-короля в полной власти враждебной ей партии.* Ежу понятно – а Рейнире нет! И никому из её окружения. На кону жизни Рейниры, её мужа и детей, судьба страны – но все выказывают феерическую беспечность. В Вестеросе совсем не водятся ежи? Только претенденты на премию Дарвина?
Можно ли такое переплюнуть? А легко! Послать ребёнка-принца одного глубокой ночью на драконе с важнейшей и сложнейшей дипломатической миссией. Не, ну а чо? Чего с ним может приключиться? Встретит принца понаглее и дракона покрупнее? О таком никто не думает, варианты не просчитывает. В мире Мартина вообще не принято задумываться о последствиях своих поступков.
Вы спросите: они там что, совсем того?
Да. Именно! Не Дом Дракона, а дурдом. В мире реального Средневековья поциенты этого дурдома не прожили бы и дня, но перед нами же мир фэнтези. Герои не рождались с задержками в умственном развитии, их такими сделал автор, чтобы угодить массовому читателю, как он его себе представляет. Чтобы читатель – а теперь и зритель – чувствовал себя и выше, и умнее, чтобы обсуждал глупые поступки глупых героев, и это создавало бы движуху вокруг книг, а с движухой приносило прибыль. Люди там серьёзные, творить истории – слишком мелко для них, они занимаются бизнесом и делают огромные гешефты.
- PS. Моя главная героиня в аналогичной ситуации своей рукой убивает любимого отца-императора. Не ради власти. Нет! А потому что понимает: если этого не сделать самой и сейчас, он со дня на день всё равно умрёт, а окно возможностей спасти империю закроется, смертью императора воспользуются недруги, и будет страшная междоусобная война. Ум героини дерзкий и трезвый, это ум политика от Бога, не следующий за событиями, а создающий их, опережающий другие. В живой истории, в отличие от фэнтезийной, есть и иные мотивации поступков, кроме как жрать, трахаться и властвовать. Но в мире Мартина ни живой историей, ни подлинной политикой не пахнет, там, именно, нелепая и фэнтезийная “игра престолов”.