Критика

Гай Калигула vs. Джоффри Баратеон

20 декабря, 2022

Как всегда, с огромным интерсом посмотрел беседу с М.А.Штейнман. На 12:33 (первый скрин) важный момент, он, на мой взгляд, наглядно иллюстрирует всю пропасть между живой историей и фэнтезийной, из «Игры престолов».

В самом деле, трудно не заметить сходства между Джоффри Баратеоном и Гаем Калигулой. Но сходство это ВНЕШНЕЕ, в наружности и поведении. Как сказано в одной из хипстерских писулек, «оба любили наслаждаться своей властью, мучая других» (на втором скрине). 

Но чуть копнёшь, как сразу видишь: нет, не похож, совсем другой типаж.

Гай достойный сын достойных родителей — Джоффри родился в порочной связи.

Гай пережил в детстве тяжелейшую психологическую травму — Джоффри с самого начала был козлом, без всяких травм.

Гай стал наследником Тиберия вследствие сложной, запутанной и во многом случайной цепи событий, где погибнуть было легче лёгкого, — права же Джоффри на Железный трон никто не подвергал сомнению публично, пока был жив его «отец» король Роберт.

Гай вступил в права принцепса, будучи уже взрослым (24 года) и отнюдь не инфантильным человеком — Джоффи взошёл на трон подростком по годам и ребёнком по уму.

Наследовав Тиберию и отвечая на желания сената и народа Рима, Гай сразу проявил себя с лучшей стороны — напротив, Джоффри, став королём, тут же вывалил всё худшее в себе на люди.

Роковая перемена к «безумию» с Гаем произошла через несколько месяцев правления, после тяжкой и непонятной до сих пор болезни — Джоффи не менялся вообще, как был козлом до коронации, так и остался после, и в итоге сдох, как жил, безумием тут и не пахнет.

Гая Калигулу убили за открытый деспотизм, террор достойных граждан и презрение к республиканским институтам Рима, в результате разветвлённого политического заговора — Джоффи отравила одна хитрозадая бабка исключительно по собственным личным причинам.

Этот список можно продолжать, но очевидно: перед нами совершенно разные и непохожие истории.

Если уж сравнивать мартиновского Джоффри с кем-либо из римских императоров, то с Коммодом (180-192), не менее известным нынче, чем Калигула, а может быть, и более, благодаря фильму Ридли Скотта «Гладиатор». Коммод также с самого начала был козлом и нраву своему не изменял до самого конца.

Но лучше бы ни с кем не сравнивать. Это как равнять ряженого «Тора» марвелловских комиксов с Тором-Донаром, каким его знали скандинавы и германцы. Я уже не раз писал, что книги Джорджа Мартина — превосходно изготовленные пустышки. Пустышки, но на высшем уровне! И всё-таки пустышки. Их основная аудитория — хипстеры, которые реальную историю не знают, не любят, не понимают и не принимают, какая она есть. Она, во всём своём подлинном многообразии и драматизме, им просто не нужна. Им нужны простые и забавные истории, чтобы развлечься, испытать эмоции и пощекотать себе нервишки, убегая от проблем реальной жизни. Но для самоутверждения им хочется казаться интеллектуалами, поэтому в пустышках они ищут «смыслы» — и, конечно же, находят.

А смыслов там не больше, чем следов Гая Калигулы — в Джоффри Баратеоне.

По верхам, всё по верхам, но им иного и не надо.

Добавить комментарий

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru