Как всегда, с огромным интерсом посмотрел беседу с М.А.Штейнман. На 12:33 (первый скрин) важный момент, он, на мой взгляд, наглядно иллюстрирует всю пропасть между живой историей и фэнтезийной, из “Игры престолов”.
В самом деле, трудно не заметить сходства между Джоффри Баратеоном и Гаем Калигулой. Но сходство это ВНЕШНЕЕ, в наружности и поведении. Как сказано в одной из хипстерских писулек, “оба любили наслаждаться своей властью, мучая других” (на втором скрине).
Но чуть копнёшь, как сразу видишь: нет, не похож, совсем другой типаж.
Гай достойный сын достойных родителей – Джоффри родился в порочной связи.
Гай пережил в детстве тяжелейшую психологическую травму – Джоффри с самого начала был козлом, без всяких травм.
Гай стал наследником Тиберия вследствие сложной, запутанной и во многом случайной цепи событий, где погибнуть было легче лёгкого, – права же Джоффри на Железный трон никто не подвергал сомнению публично, пока был жив его “отец” король Роберт.
Гай вступил в права принцепса, будучи уже взрослым (24 года) и отнюдь не инфантильным человеком – Джоффи взошёл на трон подростком по годам и ребёнком по уму.
Наследовав Тиберию и отвечая на желания сената и народа Рима, Гай сразу проявил себя с лучшей стороны – напротив, Джоффри, став королём, тут же вывалил всё худшее в себе на люди.
Роковая перемена к “безумию” с Гаем произошла через несколько месяцев правления, после тяжкой и непонятной до сих пор болезни – Джоффи не менялся вообще, как был козлом до коронации, так и остался после, и в итоге сдох, как жил, безумием тут и не пахнет.
Гая Калигулу убили за открытый деспотизм, террор достойных граждан и презрение к республиканским институтам Рима, в результате разветвлённого политического заговора – Джоффи отравила одна хитрозадая бабка исключительно по собственным личным причинам.
Этот список можно продолжать, но очевидно: перед нами совершенно разные и непохожие истории.
Если уж сравнивать мартиновского Джоффри с кем-либо из римских императоров, то с Коммодом (180-192), не менее известным нынче, чем Калигула, а может быть, и более, благодаря фильму Ридли Скотта “Гладиатор”. Коммод также с самого начала был козлом и нраву своему не изменял до самого конца.
Но лучше бы ни с кем не сравнивать. Это как равнять ряженого “Тора” марвелловских комиксов с Тором-Донаром, каким его знали скандинавы и германцы. Я уже не раз писал, что книги Джорджа Мартина – превосходно изготовленные пустышки. Пустышки, но на высшем уровне! И всё-таки пустышки. Их основная аудитория – хипстеры, которые реальную историю не знают, не любят, не понимают и не принимают, какая она есть. Она, во всём своём подлинном многообразии и драматизме, им просто не нужна. Им нужны простые и забавные истории, чтобы развлечься, испытать эмоции и пощекотать себе нервишки, убегая от проблем реальной жизни. Но для самоутверждения им хочется казаться интеллектуалами, поэтому в пустышках они ищут “смыслы” – и, конечно же, находят.
А смыслов там не больше, чем следов Гая Калигулы – в Джоффри Баратеоне.
По верхам, всё по верхам, но им иного и не надо.