Утро понедельника началось с отзыва на Фантлабе – там это вообще самый первый отзыв на мои книги. Но ценен он не только этим. Его написала внимательная и проницательная Екатерина Федорчук, это такой отзыв, над которым автор будет ещё долго-долго думать. 🙂
«Нарбоннский вепрь»
Lady Vader, 16 апреля 2018 г. в 07:31
Эта книга понравится всем любителям нестандартного, но не злого. Автор рисует весьма необычный мир, в котором геополитические процессы пошли настолько по-другому, что на территории современного африканского континента возникла совершенно уникальная цивилизация, мнящая себя наследницей Римской Империи, но по первому впечатлению, не имеющая с ней ничего общего.
Первая книга знакомит нас с главными героями — воителями и правителями, интриганами и почти что волшебниками. Первая книга провоцирует на вопросы: в чем источник небывалого даже для человека XXI века могущества аморийской цивилизации? И куда в этом мире подевались христиане? Автор не спешит выложить все карты на стол.
По первой книге видно, что Борис Толчинский — автор с узнаваемым лицом и узнаваемым стилем, для которого характерна своеобразная эпическая дистанция по отношению к повествованию: ровное дыхание, как будто он рассматривает события из окна аморийского дворца.
Книга не оставит равнодушными и любителей порешать экзистенциальные задачи на тему: кто прав, кто виноват. Правда, им будет очень трудно, потому что автор выносит проблему справедливости и вообще нравственной оценки происходящего как будто за скобки. Но разве не так мы смотрим на историю древнего мира, на всех этих Цезарей и Брутов, которые творили ужасные вещи, но все равно остались в истории не злодеями, а героями?
И еще несколько мыслей вдогонку первого тома.
Женский вопрос решен автором вполне однозначно: этим миром правят женщина, умная, красивая, в меру циничная, в меру чувствительная. Юстина — само совершенство. Где-то в тени ее величие и у подножия ее пьедестала скрывается дочь северного варвара — свирепая валькирия и дочь аморийского злодея. Но сразу видно, что эта книга написана мужчиной, который очень хочет, но не может заговорить от лица женщины. Я долго думала, почему у меня сложилось такое впечатление и наконец поняла: все дело в восприятии красоты. Женская красота в романе — это чисто внешний атрибут героев, который прилагается к ним, ну как бы автоматически. Юстина прекрасна? Ну да, а какой же она еще может быть? Автор показывает нам, что быть прекрасной — легко. Типично мужской заблуждение. 🙂