2022 год мог оказаться первым за 25, без малого, лет жизни моего “Божественного мира”, когда никто, помимо автора, не говорил о нём, не писал рецензии и отзывы, не обсуждал и не упоминал публично. Это было слишком даже для меня, вынуждённого жить в тотальной изоляции от всех, для кого работаю.
Мог, но не оказался. Вчера на АТ внезапно появилась рецензия, её написал Алексей Волынец, который и сам по себе человек легендарный (кто не знает – в интернете всё есть), при этом мой читатель с 1999 года, такой читатель, кто составит честь любому автору.
У меня к рецензии всего одна ремарка, но принципиальная: в реальности “Божественного мира” нет никаких сверхчеловеческих сущностей. И не было. Была – и есть – легенда о них, пестуемая имперской пропагандой, и эту-то легенду, как мы видим, даже самые достойные читатели приняли за элемент авторского сеттинга. Возможно, тут моя оплошность (переусердствовал!), но уже во второй редакции (2017) эта оплошность исправлена, а в третьей (финальной, 2020), которая есть на АТ, никаких разночтений: перед нами альтернативно-исторический мир без всякой магии и сверхъестественных сущностей, но с высокими технологиями. Которые, как нам известно от Артура Кларка, подчас неотличимы от магии. Но это не магия, ни в коей мере. Поэтому я был и остаюсь категорически против отнесения “Божественного мира” к жанру фэнтези. Нет, не фэнтези. А политическая и психологическая драма в исторических и футуристических реалиях.
Насчёт того, лучшая ли у меня альтернативная вселенная, судить не автору – читателям. Как автор, я могу только сказать, что она наиболее многослойная, многоплановая, реалистичная, пластичная и эвристичная из тех, какие мне известны. В этом нетрудно убедиться, заглянув на сайт хотя бы в раздел ЛЕКЦИИ. И тут заслуга не моя, а обстоятельств жизни: если бы я не был принудительно лишён работы по специальности, доступа к научной, просветительской, преподавательской и любой иной публичной деятельности – ничего этого не было бы. “Божественный мир” родился, развивался и продолжает жить лишь потому, что никакого другого способа воплотить свои научные идеи, реализовать накопленные знания и навыки – для автора не оказалось. И он же держит меня в жизни: нужно ещё многое успеть.
И вот я думаю: когда бы все профессора, доценты, бизнесмены и министры, редактора и журналисты, коллеги-учёные и коллеги-писатели, юристы и экономисты, блогеры, студенты и пенсионеры, в общем, все, кто читал мои книги и имеет выход к аудитории – точно так же написали бы об этих книгах несколько слов – мир изменился бы. Не только мой, отдельной взятый мир пока ещё живого автора, но в целом. Почему? Вернее самих книг никто и не ответит.
Ниже – сам текст рецензии:
Рецензия на роман «Наследники Рима – II. Боги выбирают сильных (2020)»
Автор: Алексей Волынец 23 декабря 2022
Наследники Рима – II. Боги выбирают сильных (2020)
Однажды 22 года назад в Москве на Трёх вокзалах я попал в сказку. Там и тогда, в миллениум 2000 года, легче было попасть в гавно – кто помнит Комсомольскую площадь на исходе XX века, не даст соврать: тысячи замученных «святыми 90-ми» пассажиров, бомжи, проститутки и массовая аляповатая торговля всем и вся круглосуточно… Но вот у Ленинградского и Ярославского вокзалов, между ларьками, торговавшими сомнительными чебуреками и несомненной порнографией на кассетах и дисках, неподалёку от общественного туалета (простите за неаппетитную подробность), был книжный развал. Примерно дюжина палаток-клетушек, торговавших книгами.
А были еще и такие «развалы»
Это ж было время ещё до массового интернета. Время бумажных книг с поспешно слепленными картинками на обложках. Ну и вообще было специфическое время – книгу, рецензию на которую вы сейчас читаете, я впервые взял в руки, хорошо ощущая голой поясницей засунутый под свитером за брючный ремень ТТ. Был я тогда молодой и наивный и готовил примерно то, что когда-то получилось у Кастро на Кубе… Ствол был от авторитетно-криминального клиента одного из подмосковных моргов, наверняка с мокрым следом, но другого у меня не было… Это я, впрочем, о колорите того времени, на фоне которого и попала мне в руки именно эта книга.
Борис Толчинский, «Боги выбирают сильных». Выбрал книгу совершенно случайно. С детства читаю быстро, каждый день тогда прочитывал по одной книге. Почти каждый день пассажиром оказывался на Трёх вокзалах, и соответственно на том развале покупал книгу. И вот купил эту. Цену теперь уже даже под пытками не вспомню. Но в любом случае, не прогадал.
Альтернативно-исторический мир Бориса Толчинского мне не понравился и не нравится сейчас, спустя 22 года – не нравится ни по форме, ни по содержанию. Во-первых, я и тогда и сегодня не очень люблю книги, где есть хоть какие-то сверхчеловеческие сущности. Все эти «аватары» (у Толчинского они задолго до голливудских) раздражают и вызывают желание выжечь их ядерным зарядом. Во-вторых, я не очень люблю, как бы это сформулировать – сформулирую не исчерпывающе и не слишком точно: чрезмерно эстетскую утончённость повествования. Главгероиню, прекрасную и хитрую Софию Юстину хотелось не выеbать, а расчленить – так раздражала… ну или на худой конец отдать её в сексуальное рабство хозяевам лучшей шаурмы на Трёх вокзалах. Вот цену шаурмы той эпохи помню, 50 рублей. Примирял с глянцевой Софией только её неглянцевый дядя с забавными оргиями.
Словом, альтернативно-исторический мир Бориса Толчинского, где Италия это остров и цветёт Сахара, мне не понравился. А вот книга – и это не парадокс – очень понравилась! Очень. Особенно, конечно, понравились линкоры с именами древнеегипетских богинь.
Через несколько дней, там же на книгоразвалах Содома и Гоморры Трёх вокзалов нашел второй том дилогии. Собственно он, как уверяет автор, по хронологии первый. Но я в 1989-1992 и Толкиеновскую трилогию впервые читал не по хронологии, а как удавалось достать тома. Так и тут – как достал, так и прочитал. Прочитанный вторым первый том дилогии – «Нарбоннский вепрь». Тоже понравилось. Гиперактивного Варга хочется расстрелять. Боеспособен, конечно, и вроде неглуп, но разум порой как у носорога. Был у меня один такой очень похожий на него товарищ – погиб вот в этом бою у берегов Евфрата. Вечная память.
Пересказывать содержание не буду. Сами прочтёте. Резюмирую лишь, что «Божественный мир» Бориса Толчинского это, без сомнений, одна из самых, если не самая лучшая альтернативная вселенная, созданная в русскоязычной фантастике нашего времени.
Именно из-за небанальности эта вселенная и эти книги не найдут массовых фанатов – массовый фанат это всегда бодрый идиотизм и примитив. А книги Толчинского сложны. И тем прекрасны. И безусловно войдут в классический набор русскоязычной фантастики рубежа веков и начала XXI столетия.