Мои книги издаются больше 20 лет (хотя и с перерывами), но до сих пор на них не было ни одной полноценной рецензии, в особенности – на книги трилогии “Наследники Рима” из моего авторского проекта “Божественный мир”. Сегодня такая рецензия, наконец, появилась, её написала прекрасная Елена Панич, главный редактор литературно-художественного портала с говорящим названием “Византийский ковчег”. Она прочла все три романа и всё верно поняла в них, поняла то, что хотел выразить своими книгами автор. Когда появляются такие читатели и такие критики, ясно видишь, что трудился не зря.
Ниже полный текст рецензии с сайта “Византийского ковчега”:
Борис Толчинский «НАСЛЕДНИКИ РИМА: Трилогия»
Наверное, каждый из нас в свое время задумывался о том, как бы выглядел наш мир, если бы Римская империя продолжила свое существование. Если бы Византия была сильнее, могущественнее и долговечнее. Если бы не было той утраты знаний, «темных веков» и отставания в развитии. Сколько потребовалось бы времени, дабы прийти на современный уровень прогресса? И как именно изменилась бы карта мира? Эти и другие вопросы поднимает в своей трилогии Борис Толчинский.
В этой альтернативной истории нашего мира он воскресил великую римскую цивилизацию, эта «Византия» воскресла в Африке и преобразовалась в Аморию – Божественный мир. Цивилизация амореев (аморийцев) опирается на Учение Аватаров – новую религию, вобравшую в себя все лучшее от своих предшественников. Весьма интригующе описано вероисповедание, а упоминания технического прогресса порадуют всех любителей научной фантастики.
В каждом городе встречающемся в книге автор создает уникальное настроение, атмосферу, присущую именно этому месту и не одному другому. В принципе – радуют подробные и яркие описания окружающего мира. Видно, что это не просто декорации для действа актеров-лицедеев, а именно отдельный, полноценный мир, который не редко сам диктует правила поведения персонажей. Невозможно отделить главных действующих лиц, от той реальности, что их окружает – это, на мой взгляд, достаточно уникально, учитывая что в большинстве книг современной литературы, окружающее пространство служит лишь жалким фоном и ничем более.
При том, что сами персонажи не отделимы от своего мира, проблемы с которыми они сталкиваются, покажутся нам весьма современными. Проблема взаимодействия развитой империи и «варваров» – людей живущих по законам отличающимся от законов империи. Политические игры, которые далеко не всегда направлены на успех народа, но всегда влияют на счастье отдельных людей. Различные манипуляции общественным мнением в преддверии выборов и многое другое.
Из всех описанных городов самым интересным городом, пожалуй, является таинственный Мемнон – город великих ученых и экстрасенсов, которые благодаря своему дару и необычному источнику энергии – Эфиру создают непревзойденную технику. Но не так уж и сладка участь экстрасенсов – ведь жизнь в Мемноне, это не столько благословение, сколько проклятие – Эфир выделяет губительное для людей излучение и очень не многие проживают в Мемноне длинные жизни.
К сожалению, не уделяется достаточно времени описанию механизмов действия таинственных «экстрасенсорных способностей», хотя это и можно списать на то, что автор решает держать нас в таком-же неведении, в каком пребывает большинство жителей Божественного мира. Это добавляет таинственности, а так-же пробуждает еще более сильное желание узнать-таки секреты Мемнона.
Хорошо описаны персонажи. На протяжении трилогии некоторые из них развиваются, некоторые остаются более статичны, но раскрывают неведомые нам ранее стороны своего характера. Все это напоминает жизнь, в которой есть более и менее подверженные изменениям люди. Характеры персонажей уникальны, даже в наиболее «простых» персонажах автор порой раскрывает интересные грани.
Первая часть трилогии – «НАРБОННСКИЙ ВЕПРЬ. Книга Варга»
Лейтмотивом этой книги являются очень интересные размышления на тему свободы. Стоит ли сражаться за свободу? Возможно-ли ее выиграть или получить по праву рождения? У кого свободы больше – у «диких» варваров или у именитых граждан цивилизованной страны? Есть ли вообще свобода и в чем она выражается?
Книга начинается с появления Круна Свенельдсона, герцога Нарбоннской Галлии, в сопровождении его детей и свиты, в имперской столице. Здесь герцог должен склониться перед аморийским богом-императором и принести ему клятву верности. Все это было спланировано и отняло много сил у княгини Софии Юстины. Она, как истинная дочь своего отца – Тита Юстина – первого министра Аморийской империи, стремится к власти. Покорение Круна должно стать вишенкой на торте, которая и позволит ей самой занять пост первого министра, как только придет время. Первому министру должно быть как минимум тридцать лет, а Софии только исполнилось двадцать семь, но она уверенна, что как минимум три года ее отец еще протянет на своем посту. Тем более, что она и так многое, если не все, делает за отца. Да и что может пойти не так?
На этот вопрос ответы без особого труда найдутся у ее дяди – сенатора Корнелия Марцеллина, который и сам не прочь стать первым министром. Впрочем, главный политический оппонент еще не является главной проблемой Софии. А вот молодой и ретивый сын Круна – Варг, воспитанный любить и почитать свою свободу и древние устои галлов, вполне может ей стать. Ибо, в отличие от мудрого отца, Варг считает – что покорность синоним трусости, а уж горячий нрав молодого «варвара» подсказывает ему, что весь запал еще не растрачен, что галлы все еще могут и должны воевать с Аморией, воевать за свою свободу! А в войне за столь благую цель – все средства хороши!
София, увидев эту непокорность в сыне Круна, решает обратить свой взор на его дочь – принцессу Кримхильду, здесь ее ждет совсем другая картина. Дочь Круна совершенно очарована империей, чудесами цивилизации, а так-же красотой. Что стоит умной, ослепительной и хитрой Софии очаровать эту наивную девчонку? И к чему это приведет?
Что может прийти в голову Варгу – слишком явно ненавидящему империю, когда он, волею случая, наталкивается на двух еретиков, привязанных к позорным столбам? Эти самые еретики ведут умные речи и выглядят, в глазах Варга, товарищами по несчастью. Нет в империи страшнее греха – чем ересь, за нее отступников ожидает либо казнь, либо ссылка в Обитель Обреченных – где бушуют эфирные грозы, воздух тяжел и жизнь обречена.
Свободны ли те, кто воюет за свободу? Не вгоняют ли они себя сами в ярмо войны и ненависти, подменяя ей истинную свободу? А свободны ли правители? Те, на кого ровняются миллионы, не является ли власть таким-же ярмом, которое приходится тащить на себе день ото дня, не переставая за него сражаться и утешать себя иллюзией всесилия, при этом будучи даже не в силах отказаться от власти? Так кто-же свободен? Может раб? Хотя какая тут свобода, когда твое бесценное тело продают по вполне определенной цене. А существует ли вообще свобода? Или это просто миф, кружащий голову молодым и заставляющий старцев ронять скупую слезу? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой книге.
Сюжет достаточно насыщен и изменчив, это не наскучивает и держит заинтересованность читателя до самого конца книги. В сюжете очень много интриг, поэтому любители неожиданных поворотов получат особенное удовольствие. Книга скорее для женщин, но я не стану отговаривать мужчин ее читать, так как тут есть и неплохие описания баталий, и техника. Стиль выдержан. Концовка прекрасная и завершенная.
Вторая часть трилогии – «БОГИ ВЫБИРАЮТ СИЛЬНЫХ. Книга Софии»
Книга мне в целом понравилась. Если в предыдущей книге я обозначила лейтмотивом мысли на тему свободы, то тут скорее – размышления на тему любви. Тема эта не нова, но разве не бесконечна эта тема? О любви можно писать многое, ведь сколько людей – столько и мнений.
Каждый из описанных автором персонажей любит по своему – в силу своего ума и личных качеств. Тут найдется и любовь к семье, и запретная любовь, и светлая любовь, и беспощадная, и многие другие виды любви.
София разрывается между любовью к своему любовнику – Марсию, и любовью к власти. Как часто сильным женщинам приходит в голову мысль о том, что они хотят быть просто женщинами и никем более? Так как не возможно всегда тянуть все на своей спине и не задуматься, что если бы они были слабее, сговорчивее, то и жизнь их была бы легче. Так думают сильные женщины ровно до того момента, пока не добиваются своей новой «цели» – становятся просто любимыми женщинами и никем более. Это может принести счастье. Но вот насколько его хватит? Ведь человек уже привык к активной жизни, к власти над умами и сердцами, к свободе и независимости. В этой ситуации важно поведение мужчины, далеко не все из них достаточно сильны характером и, что еще более важно, умны, чтобы удержать подле себя женщину привыкшую к власти. Как именно сложится судьба Софии, зависит от действий Марсия. Поэтому в этой книге мы получаем оценку его интеллекта.
Дядя Софии – Корнелий – мучается своей любовью к Софии. Он готов принять ее именно такой, какая она есть. Вот только – это он решил, что она именно такая, а истинный образ Софии он не видит. Все мы порой с удовольствием строим образ понравившегося человека у себя в мыслях. Нам кажется, что мы знаем его как облупленного, видим не только достоинства, но и недостатки. Так и Корнелий – нарисовал прекрасный образ, вознес его на пьедестал, даже готов дополнять его в зависимости от поведения самой Софии, но вот очевидного он не видит. А если бы образа не было бы вовсе, то такой проницательный человек, уже давно бы разглядел истину. Впрочем, может он и сам это прекрасно осознает, но даже наиболее прожжённому цинику и негодяю может недоставать «чего-то святого». Этим «чем-то святым» и стала для Корнелия София, вернее ее образ.
Варг не может заставить себя полностью доверять своей жене – Доротее, дочери Корнелия, но и не любить он ее тоже не может. Он продолжает сражаться в войне, которую нельзя выиграть. Он сражается не столько с империей, сколько с самим собой. О каких уж тут можно говорить победителях? Да еще и проклятые еретики, играют им как пешкой, вот только теперь он осознает это в полной мере.
И только Доротея в своей искренней любви верна Варгу… или это лишь притворство? Ведь прошлое Доротеи известно читателю, а как она может с таким-то прошлым питать искреннее и чистое чувство к Варгу. Мы не знаем, что именно думает Дора.
Проблемы с галлами продолжают тревожить империю. На этом пробует играть София, на этом играет ее дядя – соперничая с Софией. Пешками в их играх становятся все остальные персонажи. Они не щадят никого в своей «большой игре» за власть. Они не щадят и себя самих.
София решив переиграть своего родственника отправляется в тот самый загадочный город империи – Мемнон. Но ее ожидает совершенно неожиданный поворот фортуны. Что с этим будет делать София? Как распорядиться ее дядя своими козырными картами? А что в это время происходит с ненавистными еретиками?
Сюжет отлично подхватывает историю предыдущей книги и продолжает вертеть знакомых нам героев в вихре неожиданностей и приключений. Интриги, сплетни, красота и любовь – все перемешалось в этом сюжете, но перемешалось как в хорошем коктейле и, так-же как хороший коктейль, доставляет читателю удовольствие.
Характеры тут неспешно, даже закономерно, развиваются. Тем, кому понравилась первая книга, понравится и эта.
Концовка хорошая, завершенная и стильная.
Заключительная часть трилогии – «ВОСКРЕСШИЕ И МСТЯЩИЕ. Книга Януса»
Эта книга открывает читателю некоторые тайны, что позволяет переосмыслить не только эту часть, но и всю трилогию в целом. Там, где до этого чуть менее внимательный читатель терялся в догадках касательно мотивов героев, теперь наконец-то раскрыта «изнанка». В описанной истории практически все персонажи расставляют свои точки над «i», принимают окончательные решения и делают свой выбор. Но это вовсе не значит, что и на самой истории стоит ставить точку. Начиная с самой первой книги можно увидеть множество путей развития сюжета в будущем, что позволяет читателю надеяться на продолжение.
Характеры персонажей продолжают развиваться и взрослеть. София теперь точно знает свои приоритеты, она наконец-то приняла себя такой, какой она и является. Хотя у читателя и остается смутное ощущение, что София-то всегда знала, что именно она хочет, а вот читателя ей удалось провести. Вполне логичное развитие можно наблюдать и в характере Корнелия. Он так-же делает свой выбор. Стоит отметить, что все метаморфозы происходящие с Корнелием перед глазами читателя вызывают совершенное неожиданное чувство – симпатию к стареющему негодяю. Как изменился бы наш мир, если бы негодяи были бы именно такие? Впрочем, возможно они именно такие и есть, вот только мы для них стоим не на уровне патрисов, даже не на уровне плебеев, а просто на уровне рабов – вещей послушных и легко заменимых.
Характер Варга наконец-то становится зрелым. Он тоже точно знает чего хочет, вот только его желания изменчивы в зависимости от его чувств, это в дальнейшем обещает ему не мало бед. Совершенно прекрасно выписан характер Доротеи. Он очарователен во всех смыслах, наверное именно такое воплощение и должна иметь известная фраза «Сильна в своей слабости».
Наконец – наиболее злокозненные негодяи, которые, как уже многие догадывались, никуда не делись, продолжают творить бесчинства и мешать полюбившимся персонажам. Они для себя все решили уже очень давно и лишь подтверждают своими действиями сей выбор. Или все – таки их цель действительно заслуживает подобной борьбы? Каждый читатель решает сам.
Сюжет, так же как и в предыдущих частях, полон внезапных поворотов и радует своей непредсказуемостью. Благодаря этому читать книгу весьма интересно.
Стиль продолжает радовать читателя своей выдержанностью.
Концовка волнующая и дающая надежду на продолжение истории Божественного мира.
В заключение хочется отметить, что вся трилогия весьма органична. История не обрывается, персонажи не теряются, а интриги остаются оригинальными. Читать трилогию приятно и благодаря неплохому стилю. Однозначно рекомендую всем любителям альтернативной истории, а так же тем любителям научной фантастики, которых интересует не только далекий космос, но и близкая нам Земля с ее загадочным прошлым и альтернативным будущим. Думаю, что многие женщины оценят эту трилогию по достоинству. Ведь женщины прекрасно умеют ценить красоту, интриги и силу характеров персонажей.