Каждое Прощёное воскресенье вспоминаю эту чудесную историю. И с каждым годом она актуальнее, каждый раз вдохновляет сильнее! Судя по лайкам и перепостам в прошлом году, она оказалась важна и близка многим-многим. Давайте поддержим традицию, вдруг кто ещё не знает.
Итак, эта история пришла к нам из Богохранимой Византии. Тринадцать столетий назад там правил законный император из династии Ираклия (610-641) Юстиниан II, его часто путают с Юстинианом I Великим (527-565), и совершенно зря: второй Юстиниан велик по-своему. Правителем он был очень толковым, но больно уж жестоким, даже по мерках тех суровых времён. Аристократы, которых он тиранил, со страху устроили заговор, подбили низкую толпу на бунт и свергли василевса, но, на свою беду, зачем-то сохранили ему жизнь. Только отрезали нос, отчего Юстиниан получил прозвище Ринотмет – Безносый. И сослали в Крым, который в ту пору был наш, византийский.
Оказавшись в Крыму, Ринотмет стал думать, как ему вернуть свой трон. Но не только думать, а ещё и действовать: этот человек был кем угодно, только не рефлексирующим интеллигентом.
Перипетии жизни Юстиниана Безносого настолько увлекательны, что о них можно написать целый роман. И такие романы есть! Но речь сегодня не о них. Речь – о прощении.
Однажды Юстиниан, низвергнутый и покалеченный, но не сломленный, плыл на корабле по Чёрному морю. Его путь лежал к болгарам, в ту пору варварам-язычникам, врагам Империи. Он надеялся найти у них поддержку против узурпаторов в Константинополе. В пути разыгралась ужасная буря. Все, кто был на корабле, мысленно уже прощались с жизнью. Один из них, раб императора по имени Миак, обратился к нему с отчаянной мольбой:
– Великий василевс, дай клятву, если ты спасёшься и вернёшь себе трон, простить и пощадить своих врагов, как Бог простил и пощадил своих!
Этот недалёкий раб совсем не знал своего императора! Юстиниан ответил громовым голосом, и этот голос перекрыл рёв бури, слова Ринотмета услышали все, кто был на корабле, так они запечатлелись для истории:
– Если я прощу и пощажу хоть кого-то из них, то будь я проклят, пусть потопит меня Бог в этом море!
И Бог внял молитвам императора! Буря отступила, путь к болгарам оказался удачным, Ринотмет нашёл у них поддержку и с их помощью вернул себе престол в Константинополе. Вновь оказавшись у власти, он исполнил свою клятву, данную перед лицом Господа. Никого из предателей не простил, не пощадил, подлую знать устрашил до колик. К несчастью для себя и для Империи, Юстиниан II всё же позволил худшим чертам своей натуры взять над собою верх. Шесть лет спустя он пал. И ещё шесть лет после него Империю трясло, прежде чем бразды правления взял Лев III Исавр, такой же жестокий, бесстрашный, упорный, как Юстиниан, но более удачливый, а главное, умеющий смирять свою натуру.
Чему же учит нас пример Юстиниана Ринотмета? Тут обычно говорят: это был злой, плохой, ужасный император, и поделом ему, “нужно было всех простить”. Кто так говорит, совсем не понимает, почему вообще Империя продержалась в окружении злейших врагов полторы тысячи лет. Не понимает, как она поднялась, чем жила и что оставила потомкам. И почему звалась Богохранимой!
Без этой юстиниановой ярости, без проявленной им воли к справедливости, к возмездию и к искуплению – она бы не выжила. Когда, кажется, уже весь мир против тебя, все люди, все стихии, когда как будто всё потеряно, надежды больше нет – лишь эта воля вдохновляет к жизни. Юстиниан не мог погибнуть, зная, что его враги, предатели и малодушные, торжествуют победу над ним. Герой должен обязательно вернуться – нет, не затем, чтобы кого-то простить! – а чтобы восстановить попранную справедливость. Таков извечный архетип путешествия героя, знакомый каждом серьёзному историку, политологу и писателю. Вот почему история Юстиниана Ринотмета для меня самая вдохновляющая из всех византийских историй.
Нам подчас толкуют о прощении искусные манипуляторы, толкуют только для того, чтобы смирить наш дух, унизить, обесценить, растоптать мечту, заставить подчиняться и терпеть несправедливость дальше. Благородное и милосердное прощение они воспринимают лишь как слабость. Задумайтесь – стоит ли вам прощать тех, кто даже и не думает просить прощения; кто ни в чём и не раскаивается; кто, сделав одно недоброе дело, сразу готовится сделать другое? Прощать таких людей, по меньшей мере, глупо. Бог стоит над справедливостью, сам устанавливает её законы и именно поэтому может себе позволить прощать человека просто так, без искупления. Но человек – нет!
В аватарианстве, альтернативно-исторической религии, специально разработанной мной для “Божественного мира”, об этом говорится прямым текстом: да, прощение необходимо, но без искупления вины оно бессмысленно и неуместно, оно даже оскорбительно. Слово моей главной героине:
– Я не собираюсь ничего прощать и забывать. У всякого поражения и унижения есть имя! За каждым горем – человек, который глупостью, малодушием или прямой изменой проложил дорогу злу. Как это забыть и как простить? Невозможно! Я запрещаю себе это, кого-либо прощать без искупления.
К сожалению, – или к счастью, – у простого человека в наши дни нет возможностей императора. И у писателя их нет. У писателя, тем более, писателя-фантаста, свои возможности. Он может рассказать историю, которая заставит читателей всерьёз задуматься о важности, уместности, полезности прощения, кого прощать, когда и в чём. А кого, наоборот, оставить без прощения, чтобы другим неповадно стало.
На рисунке – Юстиниан Ринотмет (685-695 и 705-711), каким его увидел чешский художник Аmelianus.