Цитата в тему вчерашней лекции, но и не только:
Студенты приходят без базовых координат, без того, что мы называли «научной картиной мира». Выясняется, что люди не знают, что существует три ветви власти, не понимают, зачем они нужны. Очень смутно ориентируются в истории. Хронологическая сетка у них не выстроена в голове.
Как уже писал, в последние 25 лет я был лишён возможности проверить это наблюдение собственным преподавательским опытом. Но то же самое заметно по сети, например, по Яндекс-дзену, который превратился в заповедник тупости, невежества и мракобесия; отдельные энтузиасты не в состоянии исправить общую картину. В Ютубе ситуация получше, но ненамного.
Мы живём в эпоху тотальной депрофессионализации (подробнее об этом см. прекрасные статьи Георгий Бовт ). Но если провалы знаний в точных науках наглядны и понятны, то незнание, а главное, непонимание истории и политологии не так бросается в глаза. Отсюда и неуважение к этим наукам: за что же уважать, если фейки, подтасовки, передёргивания и просто ДУРЬ подменяют собой науку, а она всё это терпит. Да ещё, бывает, и подмахивает.
Яндекс-дзен периодически показывает посты по истории, но я не видел ни один, в котором были бы адекватно расставлены и факты, и акценты, и тенденции, и связи. Наука – это прежде всего связи. Разрозненные факты в наше время можно почерпнуть из Википедии, из популярных книжек, из таких же постов в соцсетях, но если нет умения связать всё вместе в цельную картину мира – ничего не будет, никакой науки.
Особенно это заметно у людей, которые берутся создавать альтернативную историю. Но разве можно создавать АИ без понимания истории реальной? Это же всё равно как строить дом без фундамента! И не на песке даже, а чисто на фантазиях и рефлексиях. В истории и политике свои законы, не менее жёсткие, чем законы физики. И если относиться к ним с пренебрежением или вовсе игнорировать, получается такой лютый трэш и ад, какой мы можем наблюдать на любом выродившемся в великовозрастный детский сад “форуме альтернативной истории”.
Когда невежда называет Землю плоской, люди крутят пальцем у виска. Но когда он заливает про “поход легионов Александра Македонского против Римской империи” – его слушают! Если астрофизик станет произвольно двигать звёзды по шкале Герцшпрунга-Рассела, например, Сириус выкинет с главной последовательности, а Антарес туда включит – коллеги над ним посмеются. А когда самопальный алт-историк вольно обращается с эпохами, путает причины и следствия, важнейшие факторы не видит или походя отбрасывает, если они ему не нравятся – это даже и не замечают.
Но какие, собственно, претензии к студентам, когда сам славный академик С.Ю.Глазьев публично ставит нам в пример “новую хронологию” Фоменко-Носовского, какая есть адище из адищ, горячечный кошмар учёного-историка. С невежеством нужно бороться.
Я вижу в этом свою задачу. Но не столько бороться (горе-борцунов со “лженаукой” хватает без меня), сколько внятно, по-человечески объяснять, как на самом деле работает история/политика; по каким законам живёт; как это проявляется, когда и почему; как распознать исторический фейк и разглядеть сквозь века живые образы той или иной эпохи.
Если сам переживу 2020 год, этим и буду дальше заниматься. Работы – непочатый край. Но для её успеха всё, что нужно, есть – и даже больше, как нетрудно убедиться по лекциям, которые выкладываю в фейсбуке и на авторском сайте с середины октября.
А те, кто так любят играться в песочницах, что ничего вокруг не видят и не слышат, пусть себе и далее играются в песочницах, ветер в паруса.