Мир, в котором дух победившей античности сочетается с высочайшими технологиями, а патриотизм и честь – с вольными нравами и рабством. Аватарианство, новая имперская религия, пришедшая на смену древнему язычеству и христианству, жёстко утверждает гендерное равенство и при этом насаждает вопиющее неравенство культур, требует от «варваров» покорности. Но все ли из них готовы покориться? И всякая ли битва за свободу на самом деле приближает к ней?
Действие всех произведений цикла происходит на Земле, в Средиземноморском регионе, в альтернативно-исторической реальности, примерно соответствующей Новому времени конца XVIII – начала XX века. В этой реальности Римская империя погибла под ударами варваров, но затем возродилась в Северной Африке сначала как Южная Римская, затем как Аморийская империя. С течением столетий она превратилась в гегемона Средиземноморья и всей Ойкумены.
Альтернативно-историческая развилка, точка расхождения событий цикла с реальной историей, в книгах прямо не заявлена. Если верить официальной имперской пропаганде, Фортунат, основатель новой империи, был сподвижником Октавиана Августа. Первое издание романа «Нарбоннский вепрь» (1999) начинается с «интроверсии», небольшой главки, в которой Фортунату являются сверхъестественные сущности, называющие себя богами-аватарами, и передают ему Откровение; далее происходит Катаклизм, стирающий с лица Земли цивилизации Европы, а Фортунат в Северной Африке начинает строительство новой империи с чистого листа. На основании этого текста некоторые читатели сделали вывод, что альтернативная история мира состоялась из-за вмешательства неких «высших сил» и точкой развилки является начало новой эры.
В новых изданиях (2017 и 2020) «интроверсия» отсутствует, принадлежность Фортуната к эпохе Октавиана Августа передаётся только как легенда, как и его встреча с аватарами; зато в самом тексте романов появляются недвусмысленные отсылки к событиям поздней римской истории. По реалистической версии точка развилки относится к середине V века н.э. (подробнее см. таймлайн).
Мир в целом сохраняет привычные очертания, однако в нём произошли существенные изменения: пустыня Сахара побеждена, теперь там жизнь, а Италия стала островом, от континентальной Европы её отделяет Галльский пролив.
Новая имперская цивилизация сложилась на культурном фундаменте Древнего Рима, Эллады и Египта. Она вбирает в себя особенности каждой из этих культур, являясь в то же время новым и единым целым. Хотя сам город Рим и вся Италия находятся вне официальных границ Аморийской империи, её граждане считают себя римлянами, вернее, наследниками Рима. Египет входит в состав Империи как имперская провинция Лаодика, египетское влияние чувствуется повсюду, от космологической картины мира до повседневного быта. Императоры-августы аморийцев считаются прямыми потомками Рамсеса III, Энея и Элиссы, Александра Македонского и Марка Аврелия, а также преемниками божественных фараонов, царей Эллады и римских императоров одновременно (подробнее об этом см. в Ответах на вопросы).
На геостационарной орбите находится Эфир, объект неизвестного происхождения, он излучает (вернее, ретранслирует) некую энергию, также называемую эфир, эта энергия даёт Империи серьёзные преимущества и влечёт новые риски. Эфир используется во всех сферах жизни общества от медицины до военного дела, непосредственно или преобразованный в электричество.
На месте древнего язычества и христианства сложилась новая глобальная религия – аватарианство, она определяет совершенно новое устройство общества и власти.
Подробнее об альтернативно-исторической вселенной «Божественного мира» читайте в отдельном разделе.
Структура цикла
Краткая экспозиция
Нашествие варваров неостановимо! Римская империя рушится под их ударами и из-за собственной дряхлости. Римский полководец Аэций терпит сокрушительное поражение от вождя гуннов Аттилы в «битве народов» на Каталаунских полях. Балканы и Италия разорены, Испания и Галлия захвачены готами, в Леванте и Малой Азии хозяйничают персы, Рим опустошён и сожжён вандалами, Константинополь в руинах!
Европа потеряна для Империи, понимает новый император Гай Аврелий Фортунат. Такова жестокая реальность. Но остаются римляне, сама идея Рима: «Рим жив, пока жив хотя бы один римлянин. Рим в наших сердцах. Рим повсюду, где есть римляне», — заявляет Фортунат.
Вместе с верными ему людьми он перебирается на другой берег Средиземного моря, в Африку. Там, у стен древнего Карфагена, армия и флот римских изгнанников стремительно атакуют королевство вандалов. Фортунат своей рукой убивает их короля Гейзериха и его отрубленную голову показывает вандалам. Те отдаются на милость императора.
Укрепившись в Африке, Фортунат закладывает основы для новой империи, ещё более великой, могущественной и безжалостной. Её столицей становится Элисса, новый город на месте прежнего Карфагена, названный в честь древней карфагенской царицы (также известной как Дидона). Именно она дала здесь приют легендарному Энею, царевичу Трои, прародителю римлян. И теперь, через полторы тысячи лет после Энея и Элиссы, их далёкие потомки возвращаются на эти земли, чтобы воссоздать свою империю.
Фортунат призывает в Элиссу самых проницательных учёных и мыслителей с разных концов Pax Romana, от Британии до Египта. Им император поручает, взяв всё лучшее и самое полезное из вероучений различных народов, разработать новую религию для возродившейся империи. Такую религию, которая высшей целью человека ставила бы благо государства, Римского Отечества, а не «воображаемое спасение души в загробной жизни», как заявляет сам император.
Подобно многим римлянам своей эпохи, во всех бедах, постигших римскую державу после Константина, Фортунат винит христианство. Оно не успевает в должной мере утвердиться, как его заменяет новая, альтернативная религия.
Отвергая как эллино-римское язычество, так и всю иудео-христианскую традицию, она наследует древнеегипетской религии непосредственно. Бог-демиург Птах (Амон-Ра, Атум, Хнум) объявляется Творцом, создателем и владыкой всего Сущего, все остальные боги — его посланцами и аватарами (воплощениями) в мире людей, а царствующий император, он же фараон, —единственным богом-человеком, сувереном народа и источником всей власти в государстве.
Эта новая религия, аватарианство, или Учение Аватаров, жёстко разделяя римлян и варваров, требует от последних покорности: один Бог-Творец, одно Солнце, один Император!
Потомки римлян, мужчины и женщины, причём женщины наравне с мужчинами, идут на юг и заставляют отступать пески Сахары; открывая заново древнейшие гробницы и святилища, они находят под песками поразительные артефакты и ставят их на службу своей новой Родине; они прокладывают великие каналы, поворачивают реки, строят новые большие города. Осознавая свою силу, они идут на восток и принуждают гордых персов и индусов, даже китайцев склониться перед их могуществом. Вооружённые неколебимой, беспощадной верой и развитыми технологиями, они пересекают море и вновь покоряют Европу, за исключением далёкого, сурового Севера и Востока.
Веками отвоёвывая земли у природы и людей, эти наследники Рима создают себе прекрасный новый мир, угодный их богам, хранимый их богами, и этот мир свой так и называют — Божественный мир.
А себя называют аморийцами, в честь основателя своей Империи: сам Фортунат был родом из городка Аморий в Малой Азии. В действительности они потомки не одних лишь римлян, также египтян, греков, берберов и, возможно, варваров-вандалов… Но тайны происхождения, становления и расцвета нового народа-гегемона известны только самым посвящённым. Народу же известно то, что Амория — оплот Цивилизации, сумевшей выстоять и возродиться, обрести невиданное величие.
Но и среди варваров, и среди самих аморийцев до сих пор находятся те, кого не устраивает такой мир. Эти люди не желают признавать богов-аватаров своими богами. Не желают жить по законам Империи. Не желают поклоняться Божественному императору. Они готовы сражаться: каждый тем оружием, каким владеет лучше — кто мечом, а кто и тайным знанием…
Карта альтернативно-исторического мира (в редакции 1997-1999)
Краткое описание первой трилогии «Наследники Рима»
Автор | Борис Толчинский, кандидат политических наук, писатель, публицист |
Романы трилогии | Нарбоннский вепрь Боги выбирают сильных Воскресшие и мстящие |
Жанры | Твёрдая (классическая) альтернативная история Политическая и психологическая драма Эпическая фэнтези (по мнению читателей) |
Общая аннотация трилогии «Наследники Рима» | Через 1500 лет после падения Рима его наследники вновь правят миром в многослойной альтернативной реальности, где дух победившей античности сочетается с высочайшими технологиями, а патриотизм и честь – с вольными нравами и рабством. Им противостоят потомки викингов, полные решимости сражаться за свою свободу, и еретики, готовые на всё во имя торжества своих идей. Жёсткая политическая драма о власти, любви и свободе, о том, чем приходится за них платить. О выборе между семьёй и долгом, политикой и любовью, мирскими страстями и тайным знанием. |
О чём эти книги | О борьбе гордых варваров-галлов против Аморийской империи, преемницы Древнего Рима, правящей ныне всем миром. О власти: о том, как она раскрывает лучшее и худшее в людях. О любви: между мужчинами и женщинами разных культур; о любви к свободе; и о том, чем приходится платить за любовь и свободу. |
Цель работы | Популяризация истории, политики, психологии, научной фантастики Синтез новых альтернативных моделей развития государства и общества Новые ответы на известные загадки и вызовы истории, религии и т.п. |
Целевая аудитория | Мужчины и женщины 18+, интересующиеся историей, фантастикой, политикой и психологией. |
А именно, для кого эти книги | Для всех, кто любит твёрдую, классическую АИ без «попаданцев», трэша и показного пафоса, исторические и авантюрные приключения, хитрые, закрученные политические интриги, жёсткую психологическую драму с неоднозначными героями и без подыгрываний им со стороны автора. Для умных женщин и, конечно, для мужчин, которые уважают умных женщин: в «Наследниках Рима» женщины действуют наравне с мужчинами, причём задумывалось это тогда, когда идеи «гендерного Для всех любителей живой античности, Древнего Египта, Эллады, Рима и Византии. Собственно, это и есть «Новый Рим», «альтернативная Византия», какой она могла бы стать, если бы история пошла по принципиально другому, альтернативному пути. «Божественный мир» – это соединение духа и антуража античности с высокими технологиями. |
Место действия | Земля, Средиземноморье, Северная Африка и Южная Европа, альтернативно-исторический мир Аморийской (Новой Римской) империи и зависимых от ней «варварских» стран. |
Время действия | Через ~1500 лет после альтернативно-исторической «развилки», эпоха, примерно соответствующая Новому времени XVII-ХХ вв. |
Присутствуют | Гордые аристократы, народные трибуны, свободолюбивые варвары Хитроумные политики, обаятельные негодяи, бесстрашные рыцари Имперская мощь, высокие технологии, искусственный интеллект Античный дух и антураж, древние города, сокровища, тайная власть Политические интриги, вольные нравы, извращения знати, рабство Любовь, предательство, долг, патриотизм, свобода, искушение Личные и семейные драмы в разрезе мировой политики |
Отсутствуют | Эльфы, волшебники, духи, драконы, зомби, попаданцы, инопланетяне |
Противоборст-вующие стороны | Аморийская (Новая Римская) империя в Северной Африке, потомки римлян, египтян и греков vs. Нарбоннская Галлия на Юге Европы, варвары-галлы, потомки викингов |
Основные действующие лица / возраст на начало цикла / главные герои выделены жирным шрифтом | София Юстина, 27 лет, княгиня из династии правителей Империи Корнелий Марцеллин, её дядя и соперник, 39 лет, князь, сенатор Марсий Милиссин, её любовник, 28 лет, князь, военачальник Марк Ульпин, 55 лет, ментат, ересиарх, злейший враг Империи Януарий Ульпин, его сын и сподвижник, 23 года, также ментат, ересиарх Крун, 50 лет, герцог Нарбоннской Галлии, федерат (вассал) Империи Кримхильда, 25 лет, его дочь и наследница по имперскому закону Варг, его сын, 23 лет, принц, поднявший мятеж против имперской власти Доротея, княжна, 18 лет, дочь Корнелия Марцеллина, жена Варга |
Похожие произведения | Фрэнк Герберт «Дюна» Морис Дрюон «Проклятые короли» Гай Гэвриел Кей «Сарантийская мозаика» |
Также похожие, по мнению читателей | Лион Фейхтвангер «Трилогия об Иосифе Флавии» Джордж Мартин «Песнь льда и огня» Вера Камша «Отблески Этерны» |
Купить новые книги в интернет-магазинах
НАСЛЕДНИКИ РИМА
Полная трилогия в новой авторской редакции 2020 года- Книга I. НАРБОННСКИЙ ВЕПРЬ
- Книга II. БОГИ ВЫБИРАЮТ СИЛЬНЫХ
- Книга III. ВОСКРЕСШИЕ И МСТЯЩИЕ