Меню Закрыть

Блог

Рим, Ленин, Ефремов в жизни твоей и моей

Вчера исполнилось 2776 лет Риму, сегодня – 153 года Владимиру Ильичу Ленину и 115 – Ивану Антоновичу Ефремову. Что между ними общего, если один – город, другой – политик, а третий – так вообще писатель?

У каждого, наверное, свой ответ на этот несколько странный вопрос. А мой ответ такой.

Без Рима не было бы мира, в котором я живу, и материала для моих книг. Без Ленина – страны, в которой родился и прожил лучшую часть жизни. А без Ефремова не было бы самих этих книг! Именно он – хотя и не он один, но он раньше всех – привил любовь к истории, особенно истории античности, и к научной фантастике. “Час Быка” до сих пор в моём ТОП-5 любимых книг.

Поэтому когда мне говорят “вы пишете в духе Ефремова” или “читаю вас и чувствую, что любите Ефремова” – для меня это комплимент, притом, один из лучших.

Рим подмял под себя великие цивилизации, которые могли бы развиваться собственным путём и по-своему обогатить человечество. Революционная деятельность Ленина, глядя из сегодняшнего дня, с позиций монархиста, этатиста, консерватора, имперца и центриста вызывает неприятие, осуждение, даже возмущение. Ефремов часто проявлял ограниченность, идеализируя тех, кто ему нравился (эллинов, например), и выставляя в неприглядном свете тех, кого не понимал (египтян).

Но все трое были гениями и смогли оставить нам огромное наследие. Это их объединяет, и это стоит уважать.

Read More →

С Днём рождения, Вечный город!

Сегодня Риму 2776 лет. С Днём рождения, Roma Aeterna, Вечный город!

Как никакой другой город на свете, Рим определил развитие цивилизации, без Рима не было бы мира, в котором мы живём, или этот мир был бы иным. Получается, все мы – наследники Рима, кто больше, кто меньше, но все (кроме разве что китайцев). А писатели тем более: мы любим писать об империях, хотя никаких империй в книгах не было бы, не будь на свете Римской. Она вдохновляет нас на творчество даже тогда, когда мы не подозреваем об этом.

Собственно, весь мой “Божественный мир” появился из одного-единственного вопроса: каким был бы мир, если бы Римская империя не пала, а возродилась в новом качестве и дожила до наших дней?

Я его задал себе ещё подростком, и этот вопрос, как Большой взрыв, со временем породил целую альтернативно-историческую вселенную: от истории, географии, религии и мифологии до космологии и энергетики; потом появились общий план цикла и фабулы отдельных книг, сами героев и их человеческие истории, etc. Так родились роман-трилогия “Наследники Рима” и все продолжения “Божественного мира“.

А в реальной истории, напомню, римляне Востока, византийцы, до самого конца своей империи в XV веке считали её Римской и себя – настоящими римлянами, ромеями (это по-гречески, т.к. уже к VII веку империя стала грекоязычной).

На Западе же сначала Карл Великий “возродил” Римскую империю на основе государства франков и короновался римским императором, а потом Оттон Великий переосновал её уже на базе Германии. Ромеи, разумеется, не признавали эти державы “римскими”, для них единственной законной наследницей Рима всегда оставалась их империя. Почему Римская империя по сути может быть только одна, надеюсь рассказать отдельно.

И в наши дни очень разные силы, так или иначе, претендуют на наследие Римской империи, на роль современного Рима. Это и Россия, “Третий Рим”, и Европа, и США. 

Древний Рим оставил настолько мощный и глубокий след в мировой истории и культуре, что даже сегодня все хотят быть “римлянами”.

***

В 2020 году я записывал двухчасовую лекцию под рабочим названием “Римский мир от Сципионов до Северов”, она должна была выступить подводкой к авторскому курсу научно-популярных лекций по “Божественному миру”.

Лекция была почти готова, но перфекционизм во мне взял верх, выкладывать её не стал, решил записать заново. К сожалению, не сложилось. А потом возможностей делать всю работу одному не стало. От той лекции сохранился фрагмент, где я рассказываю предысторию захвата власти знаменитым римским императором Септимием Севером (193-211), как он этот захват оправдал. Этот фрагмент я и выложил, кому интересно – смотрите, ставьте лайки. Если понравится, может быть, всё-таки найду возможность записывать новые видео.

Read More →

Новый роман “Земля Обетованная” на АТ

После долгих и трудных раздумий всё-таки решил выложить на АТ первые главы романа “Земля Обетованная”. 

Идея этой книги пришла ко мне в 2014-2015 годах, когда, потеряв всю семью, я обратился к поиску новых жизненных стержней и якорей. Тогда же родился рассказ “Машиах”, и этот опыт обращения к судьбе народа иври показался мне удачным.

Здесь стоит напомнить о принципиальном отличии АИ-реальности “Божественного мира” от множества прекрасных, но придуманных миров фэнтези – Вестероса, Хьёрварда, Кэртианы и т.п. Оно заключается в том, что перед читателем наш мир, родной и реальный, выросший из нашей же истории и весь основанный на ней же. Вся ветхозаветная традиция осталась, она есть, и она становится неотъемлемой частью истории и культуры альтернативного мира. В новых книгах неизбежны постоянные отсылки к ней, к Исходу, Вавилонскому пленению, Маккавеям и Хасмонеям, Ироду и Иисусу, Иудейским войнам и т.п. В империи наследников Рима евреев даже больше, чем их было в Риме античных времён, в одной лишь имперской столице – больше, чем во всей сегодняшней России, двести тысяч! Они чтут Тору, ходят в кипах и едят мацу, как главный праздник празднуют Пурим и (полулегально) посещают синагоги; многие мечтают о Сионе и о Третьем храме…

Ещё раз, это важно: перед нами вовсе не гоганы или киндаты, или иные вымышленные народы, списанные авторами фэнтези с евреев реальной истории. А реальные иври (евреи), только в изменившихся исторических обстоятельствах. Им необходимо выживать в религиозно, социально и эмоционально чуждом окружении, служить ему и сохранять лояльность, и вместе с тем оставаться собой. Если в первых романах, в трилогии “Наследники Рима”, иври появлялись эпизодически (но они есть уже там), то в продолжениях цикла тема их отношений с титульной имперской нацией наследников Рима – одна из центральных.

В отличие от христианства, корни которого всё в том же иудаизме, аватарианство, новая альтернативная религия “Божественного мира”, следует совсем другой – неавраамической – религиозной традиции, вырастая непосредственно из генотеизма древних египтян. Способен ли выжить народ Книги в мире жёсткой теократической универсалии, где поклонение Птаху-Творцу и его воплощениям-аватарам вменено в обязанность всем подданным? Как быть, если имперский закон обязывает поклоняться, словно живым иконам, также богам-императорам, а у ивримов только один Бог, и это Бог Авраама, Иосифа и Моисея? А как самим имперцам “приручить” этот гордый, своевольный, самобытный народ, использовать его таланты и навыки себе на службу, как не повторить трагических ошибок древних фараонов, царей, императоров? Такое вообще возможно?!

В “Божественном мире” выстраивается принципиально новая, альтернативная модель отношений с титульной имперской нацией и её глобальным государством. Эта модель помогает лучше разобраться и в проблемах реальной еврейской истории. Можно ли было (и будет) избежать трагедий, если выстроить отношения иначе? Как же их выстроить? Какие это могут быть отношения? Какие здесь достоинства и риски?

Я не буду объяснять, насколько актуальны и важны подобные вопросы здесь, сейчас, для нас. Надеюсь, и так ясно.

***

Но “Земля Обетованная” – это не только и даже не столько об иври в обоюдоострых объятиях империи. Но и о самой империи наследников Рима, Египта и Эллады. Она переживает свой ресентимент, нуждается в обновлении и пытается найти новое место в стремительно меняющемся мире. Её земля обетованная – вся Северная Африка и Средиземноморская Ойкумена, завещанная своим потомкам Фортунатом, отцом-основателем возродившейся Римской империи. Эти цивилизованные земли ей необходимо отстоять перед новой волной варварства, которое, как и тысячу лет назад, в эпоху викингов, и полторы тысячи лет назад, в эпоху падения Рима, наступает с севера.

Поэтому протагонистов в книге двое. Это Давид Циони, писатель и путешественник, известный под литературным псевдонимом Давид Хасмонейский. Он родился в Иерусалиме, но всю жизнь прожил в имперской столице и считает себя настоящим патриотом своей новой родины. Ум его сильный, дерзкий, рефлексирующий, он ходит по грани дозволенного и часто её переступает. Но у него могущественный покровитель. А главное, за четыре года до начала действия романа судьба сводит его с Филицией (Филис, юной наследницей Хрустального трона империи. И эта встреча драматически меняет жизнь Давида. Их отношения превращаются в дружбу. Тем временем над иври, проживающими в империи, нависает новая опасность, и Давиду начинает казаться, что его близость к сильным мира сего поможет защитить их. Но так ли это? Или дух времени и законы реальной политики сильнее тёплых чувств?

В отличие от Давида, Филис – протагонист и антагонист в одном лице. Теперь она августа – в империи, где земное божество на троне лишено реальной власти и только царствует, никак не правит. Её удел – служить живой иконой для подданных и покорно утверждать правительственные эдикты. Но она убеждена, что старые имперские элиты безответственны, заботятся лишь о себе и толкают страну к гибели. Она не может с этим примириться. Её детство было искалечено, а жизненные испытания отточили ум и навыки так, что это вызывает трепет у врагов и даже у друзей. Удастся ли ей справиться с всесильными элитами, которые вечно грызутся за власть? Можно ли вдохнуть жизнь в настолько ветхий организм, гниющий заживо? Выполнимая ли это миссия или заведомо обречённая? Сможет ли женщина-политик преуспеть там, где спотыкались все мужчины? На какие преступления она готова пойти, чтобы поднять свою империю с колен, сделать вновь великой, вернуть народу счастье, уважение, достоинство и веру? Стоит ли так яростно сражаться за великую мечту – или всё безнадёжно, здесь уже ничего не исправишь? И она совсем одинока – стойкий охранитель, так сказать, по должности, как глава и символ всей Системы, и отчаянный бунтарь в одном лице! Как ей не раздвоиться? Как спасти свою погибающую империю, не разрушив окончательно? Как защитить родных и любимых, при этом их не погубив? Или всё же стоит пожертвовать ими, во имя счастья целого народа и блага государства?..

Сам не знаю, когда и как сумею завершить работу над книгой. Жизненные обстоятельства пока не благоприятствуют этому. Но и держать его “в столе” не стану: слишком велик риск, что там он и останется. Поэтому в ближайшие дни выложу то, что есть.

***

Таким образом, сейчас роман “Земля Обетованная” доступен в нескольких ознакомительных фрагментах:

1) этот текст – пролог и первые главы, они показывают, что это, о ком и о чём, и чего стоит ждать от книги;

2) “Мишлоах Манот” – короткий, но важный рассказ;

3) “Последнее путешествие Давида Хасмонейского” – большая и самостоятельная сюжетная арка;

4) “Саммит” – вбоквел об отношениях с нашим старым знакомым Варгом, который набрал силу, освободился и стремится стать вровень с империей;

5) “Машиах” – кульминация (но не развязка, не финал) романа.

***

Всех, кто отмечает Песах, с праздником! У иври в “Божественном мире” такой возможности нет, там этот праздник запрещён (почему – см. “Мишлоах Манот”), а у наших она есть, так не стоит её упускать. Хам Песах самеах!   

Read More →

Первая рецензия на продолжение цикла “Божественный мир”

Многоуважаемый коллега Julian-gnostik написал новую рецензию на мой труд, за что ему огромное спасибо.

И это первый за все годы читательский отзыв на одно из продолжений цикла “Божественный мир”. Да, рецензии и отзывы были и раньше, но только на романы основной трилогии “Наследники Рима”. Хотя цикл уже порядочно разросся, продолжений много, они и похожи, и очень непохожи на первые романы, и они, на мой взгляд, заслуживают внимания. Особенно если вы уже прочли трилогию и хотите знать, какие потрясения ждут “Божественный мир” дальше, т.е. ради чего, собственно, всё затевалось.

Во-вторых, из всех продолжений цикла рецензент выбрал “Последнее путешествие Давида Хасмонейского“. Как и другие, оно сперва писалось как фрагмент романа – в данном случае, “Земли Обетованной” – и затем выросло в самостоятельную вещь, большую сюжетную арку главного героя, от имени которого ведётся повествование. Сам Давид – не просто сын своего народа и своей эпохи, он, в некотором роде, alter ego автора и мой Иосиф Флавий в АИ-реальности “Божественного мира”, подобно тому как Лион Фейхтвангер создал своего Иосифа в Риме писаной истории (писаной, в том числе, самим Иосифом!). Эта повесть родилась у меня всего за неделю, что для “БМ” абсолютный рекорд. По драматизму она уступает только “Машиаху” (который и стоит читать именно после неё), а по насыщенности идеями и моральными дилеммами, думаю, превосходит.

И в-третьих, завтра начинается главный в нашем мире – но не в АИ-реальности Pax Romana Nova – еврейский праздник Песах, и разве не символично получить к нему рецензию на произведение, где речь идёт о судьбах всего народа Книги? Насколько это было, есть – и будет – актуально, судить читателям.

Рецензия на повесть «ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. Последнее путешествие Давида Хасмонейского»

Автор: Julian-gnostik  

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. Последнее путешествие Давида Хасмонейского

Борис Толчинский aka Брайан Толуэлл

Повесть / Политический роман

Повесть Бориса Толчинского “Земля обетованная. Последнее путешествие Давида Хасмонейского” является отдаленным по времени действия продолжением эпопеи “Наследники Рима” и стартовым произведением нового* цикла “Божественный мир”. Со времен событий, описанных в “Наследниках Рима”, прошло три десятилетия, и за это время ситуация в мире успела радикально поменяться. Аморийская империя, проиграв три войны галлам Варга, теряет свои вассальные владения, Варгу удалось объединить галльские герцогства в единое государство, из-под власти Империи вышли также Персия и Армения, которые к тому же принялись захватывать другие подвластные Империи территории: Персия – Сирию, а Армения – Анатолию.

За прошедшие десятилетия власть в самой Империи успела смениться несколько раз. Корнелий Марцеллин только невероятными усилиями врачей еще не помер от рака, но даже в предсмертном состоянии продолжает контролировать фракцию популяров в Сенате через младшего брата Гая. У власти правительство Павла Юстина, которое слабо и вот-вот падет. Почувствовавшие свою силу плебеи рвутся к реальной власти. Их магнаты не прочь поправить свои дела за счет иудейской общины Темисии (в Империи последних в просторечии именуют ирви), намереваясь выдворить оную из столицы. Семнадцатилетняя императрица Филиция, как и ее предшественники, лишенная реальной власти, намерена обрести таковую, спровоцировав глобальный кризис.

В центре всей этой разворачивающейся заварухи оказывается знаменитый писатель и путешественник Давид Хасмонейский, еще пять лет ставший кумиром юной принцессы Филиции и с тех пор сохранивший с ней дружественные связи. Затравкой к данной повести и всему новому циклу становится рассказ “Мишлоат Манох”, где Филиция на Пурим одаряет Давида имперским гражданством, но тот от этой чести отказывается. После этого, уже по сюжету самой повести, он отправляется в Иудею в надежде уговорить местного этнарха (пост, аналогичный первосвященникам в реальной истории Иудеи) Шимона Бар-Кохву вступиться за иври, проживающих на имперских землях, и заодно вымолить прощение своему отцу Янкелю. Вот только у Шимона с Янкелем застарелая вражда из-за их общей супруги Леи, ставшей матерью сыновьям обоих этих деятелей. Полнокровный брат Давида Хирам теперь врачует Конелия Марцеллина в Темисии, а брат по матери Шауль является правящим князем Иудеи и должен в будущем сменить Шимона на посту этнарха.

С упертым Шимоном, похоже, уже начинающим впадать в деменцию, договориться не удается, Давид даже временно попадает в заключение, но перед этим узнает от Шауля о массовом строительстве жилых домов в Иудее и окрестных землях за счет неизвестных жертвователей. Из тюрьмы под Храмовой горой Давида освобождают только благодаря заступничеству Филиции, к ней же его после этого и доставляют, и тут царственная поклонница посвящает его в тайны своей политики и заодно устраивает ему космическое путешествие с близким осмотром искусственной звезды Эфира, созданного, как теперь выясняется, египетскими богами-нетеру для воссоздания на Земле цивилизации после великого оледенения, впоследствии погашенного и вновь загоревшегося на благо аморийцев после обнаружения гробницы Гора, но о том в точности знает только синклит Храма Фатума в Мемноне. (О том, кто такие нетеру и что они делали на Земле, читатели могут узнать из небольшой повести “Прощание с Аммоном”, опубликованной автором в качестве предисловия к роману “Боги выбирают сильных” из цикла “Наследники Рима”.)

Финалом же данной повести становится сцена у постели умирающего Корнелия Марцеллина, где имперское гражданство, а также патрицианское достоинство получает уже но только Давид, но и его брат Хирам вместе с их семьями, а Корнелий выторговывает у Филиции обещание поручить формирование нового правительства Софии Юстине, с которой Филиция сейчас на ножах. Такой финал обещает в дальнейшем очень бурные события, которые, видимо, будут освещены в последующих произведениях данного цикла.

Как и предыдущие произведения автора, данная повесть мастерски написана, богата политическими и теологическими откровениями и, безусловно, достойна внимания читателей, которым понравился мир “Наследников Рима”.

* Я бы только уточнил, что 

стартовым произведением нового цикла “Божественный мир”

Цикл “Божественный мир” включает вообще всё созданное начиная с середины 1990-х в данном альтернативно-историческом сеттинге: трилогию “Наследники Рима” и её продолжения, т.е. фрагменты романов, самостоятельные повести, рассказы, новеллы, статьи – и даже лекции. Для меня это, в своём роде, настоящая экосистема, книги – только её часть. Вот более наглядно:

свернуть

Read More →

Роман-эпопея “Наследники Рима” снят с АТ: что это значит и как теперь его читать

И о грустном: я получил предписание администрации Author.Today убрать из публичного доступа общий том романа-эпопеи “Наследники Рима” как дублирующий отдельные тома, уже представленные в продаже.

Будучи лояльным и благодарным пользователем АТ, я это предписание, естественно, выполнил.

К моему огромному сожалению, вместе с романом-трилогией исчезла авторская обложка замечательного художника Василя Салихова, которую я у него заказывал специально для публикации “Наследников Рима” на АТ. 

***

Вместе с книгой исчезли также все комментарии, награды, лайки и рецензия ув. коллеги Ильи Славицкого, которая появилась здесь первой и составила честь моему труду. Вся статистика и все дополнительные материалы, которых было множество, исчезли тем более. Теперь всего этого нет:

Что же до комментариев, а также лайков и отличий, не вижу иного выхода, кроме как попросить о новых: если вы читали мои книги, просто напишите своё мнение на их страницах. А ещё лучше – рецензии. Это будет хорошая поддержка для автора и верный компас для новых читателей.

***

Таким образом, здесь, на АТ, больше нет общего тома романа-эпопеи, но его по-прежнему можно читать отдельными томами:

Наследники Рима – I. Нарбоннский вепрь (2020)

Наследники Рима – II. Боги выбирают сильных (2020)

Наследники Рима – III. Воскресшие и мстящие (2020)

***

Тех же, кому удобнее читать в общем томе, как единое целое (чем оно и является), адресую на свой авторский сайт, где “Наследников Рима” можно купить и скачать напрямую:

НАСЛЕДНИКИ РИМА. Коллекция.

По состоянию на сегодня роман-трилогия также доступен на альтернативной литературной площадке (ссылка на первой же странице поисковика).

Read More →

Новая повесть “Мартовские иды”

Сегодня мартовские иды, день, когда погиб великий Цезарь. А если бы история сложилась по-другому? Если бы на месте Цезаря был человек, готовый и способный сплотить вокруг себя народ и нанести гнилым элитам упреждающий удар?

Именно такая АИ лежит в основе всех продолжений цикла “Божественный мир”. У меня есть текст, повесть не повесть, скорее, самостоятельная часть романа, которую я время от времени, когда могу, дописываю. Это вечная история о том, как же провести давно назревшие реформы “сверху” и притом не оступиться, удержать контроль и не скатиться к тирании, какие на этом пути неизбежны интриги, заговоры, войны, преступления и подвиги, etc. Здесь и человеческие драмы, и много-много очень жёсткой, жизненной политики, и заговор против дряхлеющих элит, и народное восстание, и безответственность его вождей, и воля истинного лидера, его (её) неизбежный цинизм, и противостояние двух сильных женщин…

У этой вещи самая необычная из всех частей “Божественного мира” судьба. Я начал её в прошлом веке. Тогда она писалась как глава одного из будущих романов, фрагменты проходили в доинтернетной сети ФИДО и обсуждались участниками конференции Ru.SF.Seminar.

Потом был многолетний перерыв. Вернулся к этой вещи в середине 2010-х, она получила новую концепцию и новое название, также изменилось её место в цикле. Главная героиня – та же, что и в “Последнем путешествии“, “Саммите” и “Машиахе” – осталась прежней, хотя по сути изменилась и она. В моих “Мартовских идах” драма Цезаря переворачивается и осмысливается по-новому, так возникает новая альтернатива цезарианской властной трансформации. Есть и отсылки к горячо любимому мною роману Уайлдера, рецензию на который я писал тогда же, в 1999-м, когда начал эту вещь.

Время действия – через полгода после событий “Машиаха“.

Сейчас в повести восемь глав, попробую публиковать их по одной в день, посмотрим, что из этого получится. Сегодня – первая глава.

Read More →

Рецензия Julian-gnostik на роман «Наследники Рима – III. Воскресшие и мстящие»

Автор: Julian-gnostik  

 Рецензии

Наследники Рима – III. Воскресшие и мстящие (2020)

Борис Толчинский aka Брайан Толуэлл

Роман / Политический роман

Размер: 792 864 зн., 19,82 а.л.

Цикл: Божественный мир

Рецензия на роман “Воскресшие и мстящие. Книга Януса”

Роман Бориса Толчинского “Воскресшие и мстящие. Книга Януса” является третьей частью его эпопеи “Наследники Рима” и продолжением романа “Боги выбирают сильных. Книга Софии”. История закольцовывается. Нарбонния, ставшая вассальной территорией Аморийской империи в начале всего цикла, после ожесточенной войны за независимость, партизанщины и террора (все это описано в первом романе эпопеи), пережив интердикт и жесткую блокаду со стороны имперских властей, голод и болезни, под угрозой тотального уничтожения возвращается в прежнее подчиненное положение, и даже под управлением все того же Варга, который некогда и поднял мятеж. После всех этих кульбитов Нарбоннии и Империи остается лишь считать потери. Но кто-то же все же выиграл?

Из текста становится ясно, что это еретики Ульпины, которые после телесной смерти во втором романе цикла умудрились продолжить существование в виде бестелесных духов. Сколько бы автор ни утверждал, что его произведение относится к научной фантастике (смотрите ответы на вопросы читателей в конце романа), здесь он вторгается в область высокой мистики и, более того, совершает там настоящий переворот!

В продвинутых теологических учениях связь душ с телами объясняется их пленением косной материей, а точнее, теми телесными страстями, которые эти души пока еще не смогли преодолеть. Существовать независимо от тел могут лишь те, кто достиг духовного совершенства. Про отца и сына Ульпинов это не скажешь никак! Они по-прежнему больны своей сверхидеей освобождения всех народов от духовной власти Империи. Допустим даже, что они правы и, как бодхисаттвы, нисходят в тварный мир, чтобы указать заблудшим душам путь к спасению. Но как они могут кого-то спасти, когда сами еще отнюдь не достигли не только нирваны, но даже элементарного умиротворения? Все их необъятные накопленные знания применяются ими во зло, они на протяжении всего романа занимаются обманом и изощренными политическими интригами, не гнушаясь даже массовыми убийствами, так, начиняют подаренную Доре диадему сверхмощной взрывчаткой, срабатывающей от яркого света, и заставляют Варга отправить любимую супругу обратно в Темисию, в надежде, что вместе с ней взорвутся первые лица правительства и в Империи воцарится хаос. Взрывчатка в итоге попадает не в те руки и уничтожает не Корнелия с Софией, а чуть ли не весь царствующий дом Фортунатов и двести тысяч жителей Киферополя в придачу. К тому же Ульпины в тайне по-прежнему тоскуют по телесному существованию, но теперь уже сами хотят выбирать, в кого им вселяться. Марк выбирает для этой цели неудачливого колдуна, желающего заняться оккультизмом, а Януарий тянет до последнего и в итоге шантажом заставляет Дору впустить его в ее тело. При этом выясняется, что Марк боится Глаза Фортуната – мощного артефакта, подаренного Варгу Софией, а вот Януарий почему-то нет!

Но истории самих Ульпинов, несмотря на название, посвящена небольшая часть текста романа, не намного больше отведено здесь и злоключениям Варга, представленных, в основном, в изложении его верного друга Ромуальда, хотя тут и война с отложившимся графом и поддержавшим его соседским герцогом, и нахождение огромного золотого клада (с подачи старшего Ульпина), и набор наемников, и шашни с пиратами, и добровольная сдача в плен ради спасения страны, и дерзкое похищение Доры из тайной комнаты дворца Корнелия, и триумфальное возвращение домой.

Большую часть сюжета романа составляют новые изощренные интриги Софии Юстины и Корнелия Марцеллина, где основным мотивом выступает уже не жажда власти, а материнские и отцовские чувства и безопасность любимых людей. Так, ради жизни Доры им приходится совместно отбеливать репутацию Варга в глазах императора, даже под угрозой отставки. Чтобы не попасть под подозрение после катастрофического взрыва, устроенного Ульпинами, Софии приходится пойти на разрыв со своим любовником Марсием, с которым она до этого с трудом помирилась, лишая новорожденного сына Павла его настоящего отца. Марсий начинает воевать за сына, и в ходе этой борьбы из шкафов аристократических семейств начинают выпадать скелеты. Выясняется, что у Тита Юстина до женитьбы на матери Софии был не расторгнутый брак с матерью самого Марсия, так что София, выходит, незаконнорожденная. Правда, до самого финала так и не выясняется, чьим же сыном был на самом деле сам Марсий. София, однако, успешно справляется с выступившими против нее родственниками.

По ходу дела выясняются и имена прежних поклонников Софии, с некоторыми она даже не прочь возобновить взаимоотношения. Тут и Димитрий Адрин, с ее подачи возглавивший Имперский центр рекреации и реабилитации, и Оттон, король тевтонов и кимвров (в нашей истории оба этих племени перестали существовать задолго то той исторической развилки, которая привела к образованию Аморийской империи).

Стоит сказать, что если сюжеты первых двух романов серии ограничивались только Аморийской империей и Нарбоннией, то данное произведение то и дело выходит за их пределы. Тут и германские дела, и персидские, и пиратские, и дела соседних с Нарбоннией герцогств. Есть тут и война с викингами, на которых отыгрывается Корнелий за невозможность уничтожить ненавистную Нарбоннию.

В заключительном романе серии должны по идее приходить к логическому завершению все заявленные сюжетные линии, но в данном случае это далеко не так. Да, София утратила нелюбимого мужа, надежно нейтрализовала отца и бывшего любовника, мать Марсия померла, Корнелий потерял и дочь, и свою тайную комнату развлечений, и даже свою странную игру в “любовь-ненависть” с Софией, кажется, намерен прекратить, что лишает сюжет эпопеи одной из главных его движущих сил. Но для читателей все еще остается неясным, каких неприятностей ждать от возненавидевшего всех аристократов младшего Псарика и от Кримхильды, на протяжении всего романа остававшейся игрушкой в руках Софии и Корнелия, получившей в итоге патрисианское достоинство, но не реальную власть, и возненавидевшей обоих своих “покровителей”. Варг так и не освободил свою страну от имперской власти, престарелый Виктор V остался с малолетним и негодным к царствованию наследником, да и Ульпины, хоть и обрели тела, своих амбициозных целей пока так и не достигли. В совокупности все это остро взывает о продолжении данной истории. Тем не менее, описываемые события подошли к некой промежуточной паузе, достаточной, чтобы считать законченной по крайней мере эту часть грандиозной эпопеи, хотя это, конечно, никакой не хэппи-энд, а скорее затишье перед бурей.

Стоит отметить, что роман мастерски написан, богат изощреннейшими интригами и неожиданными сюжетными поворотами, здесь много сильных и умных героев. Все это позволяет рекомендовать данное произведение самому широкому кругу читателей.

Read More →

По следам первой рецензии на роман “Воскресшие и мстящие”

Сегодня один из счастливейших дней моей жизни – которая, увы, сложилась так, что в ней крупицы счастья отыскать стократ сложнее, чем иголку в стоге сена.

Но сегодня именно тот день, я ждал его, мечтал о нём с тех самых пор, как задумал роман “Воскресшие и мстящие“, заключительную часть первой трилогии цикла “Божественный мир”. Собственно, ради этой книги она и писалась, ради этой опасной вершины, куда стоит взойти, чтобы увидеть весь огромный и прекрасный мир вокруг себя… и зияющую бездну под ногами.

Путь “Воскресших и мстящих” к читателям был трудным и горьким, он растянулся на 20 лет, но даже и тогда, когда книга всё-таки вышла (2017, 2020), немногие читатели добрались до неё. Тому есть длинный ряд причин и фантастических кульбитов, но сегодня не время для грустных историй. Сегодня радость автора в том, что наконец-то появилась первая рецензия на эту книгу, её написал, как и две предыдущие, многоуважаемый Julian-gnostik. Первая за столько лет!

Да, первая, хотя и не совсем. Самой первой читательницей “Воскресших и мстящих”, тогда ещё совсем-совсем черновика, была Лена Навроцкая, моя коллега и подруга, женщина, которую я любил. Она читала книгу двадцать, уже больше, лет тому назад, но я никогда не забуду её самой первой реакции. Она проглотила текст за день и посреди ночи мне написала: “И это всё было ради [спойлер, финальные сцены]? Они любили, сражались, страдали, чтобы… все в итоге получили по мозгам?! Катарсис…”

Получить от неё такую реакцию дорогого стоило. И тогда я понял – книга удалась, как никакая другая из всех моих книг. В окончательном варианте роман (2020) стал ещё жёстче, ибо такова жизнь, в книгах – её отражение. Я много раз уже писал и снова повторю: “Божественный мир” совсем не для того, чтобы сбегать от нашей суровой реальности в иллюзорную, а для того, чтобы с помощью инструментария альтернативной истории, политики, культурологии, фантастики и пр. понять реальный мир и попытаться изменить его к лучшему.

Для этого и стоит читать всю трилогию “Наследники Рима” как единое целое.

И рецензент, конечно, прав, подводя итог работе:

Все это остро взывает о продолжении данной истории. Тем не менее, описываемые события подошли к некой промежуточной паузе, достаточной, чтобы считать законченной по крайней мере эту часть грандиозной эпопеи, хотя это, конечно, никакой не хэппи-энд, а скорее затишье перед бурей.

Да, буря уже на горизонте, её яростные сполохи видны в отдельных – и пока разрозненных – продолжениях цикла, описывающих события через 15-30 лет после первой трилогии (они в свободном доступе на АТ).

Никаких обязательств по срокам я брать не могу, достаточно сказать, что сейчас главный смысл моей жизни – завершить намеченное, успеть сложить хотя бы часть мозаики, дописать хотя бы один роман из списка начатых. Спасибо тем, кто в этом помогает – рецензиями, донатами и словами поддержки.   

Read More →

Женщины-политики в жизни и в книгах

Сегодня все посты – о женщинах.

Одна из целей моей работы как писателя-политолога – популяризация образа женщины-политика и места женщины в большой политике. Здесь я следую примеру Ивана Ефремова, чьи книги – и героини – оказали на меня огромное влияние. Но мне неинтересны идеальные или идеализированные образы женщин-политиков, чем нередко грешили классики. В реальной политике таких не бывает, они бы в ней не выжили. Мне интересны противоречивые, неоднозначные, вызывающие у одних читателей любовь и уважение, у других – непонимание и недоверие, и даже неприязнь. Я за то, чтобы не автор, а читатель сам решал, кого из героинь любить и/или ненавидеть.

В романе-трилогии “Наследники Рима” главная героиня, одержимая тщеславием, рвётся к власти и на этом пути совершает множество ошибок. Её политические ошибки стоят многим жизни и карьеры, и неоднократно приводят саму героиню в тупик. Чтобы выйти из него, ей нужно делать трудный выбор – и не раз. Но она, будучи политиком, находит в себе силы подняться над собой, наступить на горло собственной песне, она делает этот выбор и движется дальше, помогает нуждающимся, поддерживает достойных, усмиряет гордыню. И в конце концов свои ошибки искупает, жертвуя собой, своей карьерой. Она ещё не знает, что это не конец, а лишь начало её большого и, увы, неблагодарного пути как политика. В политике всегда так: чтобы выжить, ты идёшь вперёд, но никогда не знаешь, где конец пути.

В продолжениях “Божественном мире” другая главная героиня, совсем молодая девушка. Она растёт в экстремальных обстоятельствах, её привычный мир рушится, а “взрослые” оказываются неспособны её защитить. Наоборот, это ей всё чаще приходится защищать и спасать своих близких, и некоторыми из них жертвовать, чтобы спасти других. К совершеннолетию она понимает, что на самом деле её истинная миссия – спасать не отдельных людей, кто ей дорог, и даже не семью, священную династию, – а всю страну, всех своих подданных. Они её настоящая семья! 

Жизненные испытания оттачивают её ум и навыки так, что это вызывает трепет у врагов и даже у друзей. Но она совсем одинока – стойкий охранитель, так сказать, по должности, как глава и символ всей Системы, и отчаянный бунтарь в одном лице! Как ей не раздвоиться? Как спасти свою погибающую империю, не разрушив окончательно? Удастся ли ей справиться с всесильными элитами, которые вечно грызутся за власть? Можно ли вдохнуть жизнь в настолько ветхий организм, гниющий заживо? Выполнимая ли это миссия или заведомо обречённая? Сможет ли женщина-политик преуспеть там, где спотыкались все мужчины? На какие преступления она готова пойти, чтобы поднять свою империю с колен, сделать вновь великой, вернуть народу счастье, уважение, достоинство и веру? И не получится ли в результате этой глобальной “спасательной операции” какой-нибудь ещё более страшный тоталитарный кадавр? Стоит ли так яростно сражаться за великую мечту – или всё безнадёжно, здесь уже ничего не исправишь?

Вот что по-настоящему интересно автору и, надеюсь, читателям.

Read More →

Новый рассказ “Мишлоах Манот”

Всех, кто отмечает Пурим (или сочувствует), с праздником.

На АТ новый текст “Мишлоах Манот” – сначала это был набросок для “Земли Обетованной”, теперь рассказ, короткий, но ёмкий, в него много что вошло. Например, отсюда видно, как римляне “Божественного мира” представляют себе историю моисеева Исхода, почему запрещают своим иври отмечать Песах и поощряют праздновать Пурим.

Рекомендую читать все части нового подцикла вместе: сначала “Землю Обетованную“, потом этот рассказ, далее “Последнее путешествие Давида Хасмонейского” и “Машиах“.

Read More →