Меню Закрыть

27 января – День памяти жертв Холокоста

У Екатерина Федорчук в романе “Трибунал” время действия – 1918 год, главный герой – этнический еврей, он выступает обвинителем на неправосудном процессе против православного священства. Неизбежен вопрос – а нет ли в этом антисемитизма?

Нет! Потому что такова горькая правда истории: евреи, растерявшие свою подлинную идентичность, охотно шли по пути революции и становились орудиями в борьбе безбожия с православной верой, создавшей имперскую Россию. Одним из них мог стать мой дед; но в 1918 ему было лишь 13 лет, и он счастливо избежал такой судьбы.

А потом, в годы строительства Советской власти, эта идентичность сформировалась заново, и мой дед в числе других евреев героически сражался на фронтах Великой Отечественной войны, потом отстраивал социализм.

Он служил своей новой Родине-Империи с такой же честью и такой же верностью, как миллионы евреев служили великим империям прошлого, начиная с Египетской, Персидской и Римской. Не зря один из наиболее примечательных персонажей древней истории имел происхождение еврейское, имя носил греко-римское, Тиберий Александр, а трудился префектом эллинистического Египта, успешно управляя им от имени римского императора. Вот он, блистательный и созидательный античный глобализм!

Однако многие евреи, как известно, восставали против римской мировой универсалии. В эпоху античности не было и не могло быть никакого “антисемитизма”, а значит, не могло быть Холокоста. Прагматичный Рим преследовал евреев не за их этническую или религиозную принадлежность, а за нелояльность – и, не понимая её корни, тщетно пытался подавить. Но на самом деле он им дал путёвку в большой мир; так люди, лишённые собственной страны, разбрелись по Ойкумене и стали гражданами мира, а их вера, их стойкость и их достижения – достоянием всего человечества. Столетиями среди преследований и войн они кропотливо сберегали свою идентичность, а уже в ХХ веке возродили государство.

Холокост стал самым зловещим феноменом эпохи тоталитаризма, которая ещё недавно, в семидесятые-девяностые, казалась полностью преодолённой. Но впереди новые кризисы идентичности, и не одного народа – многих. А это значит, что тоталитаризм вернётся – он, как видим, возвращается уже, подступая к нам в ином обличии. Очевидно, оно не будет таким же брутальным, как отмороженное неоязычество нацистов. Оно будет скользким и слизким, как новомодная политкорректность, и социальной базой этого нового тоталитаризма станут не мелкие лавочники, а пресловутые “снежинки”, generation snowflake; об этом, впрочем, говорю давно…

История неумолима. Когда привычная картина мира рухнет, появится огромный сонм желающих заново растолковать миллионам (благодаря интернету – уже миллиардам), кто виноват в её крушении и что необходимо сделать с этими виновниками, чтобы вновь вернуть себе величие, комфорт и безопасность. Поэтому вернётся и угроза Холокоста.

Как её остановить? Будучи учёным и писателем-альтернативщиком, я вижу лишь один надёжный путь. Да, предлагать альтернативы! Обсуждать их, прорабатывать – и снова предлагать. Чтобы у людей всегда был выбор.

Одна из наиболее масштабных и развёрнутых альтернатив “Божественного мира” – принципиально новая модель взаимоотношений имперской нации с ивримами (т.е. евреями), она вчерне представлена в “Земле Обетованной” и в “Машиахе“. Чтобы выстроить эту модель, я перелопатил десятки всевозможных источников, от древних текстов тех же римлян и евреев до новейших монографий.

На этом пути, между прочим, сформировалось новое понимание как имперской, так и еврейской идентичности, всего того, что евреи почерпнули от египтян, а римляне – от самих евреев, и чем они себя обогатили. Новое понимание Исхода и собственная же его трактовка. Новое восприятие диаспоры, когда необходимо выживать в социально чуждом окружении, служить ему и сохранять лояльность, и вместе с тем оставаться собой. И так далее…

А иначе просто невозможно. Иначе модель получится и не реалистичной, и не работающей, и не оригинальной.

Да, а потом ещё необходимо показать, как эта реалистичная, работающая, оригинальная модель рушится – как рушились все модели истории до неё, потому что история слишком сложна для моделей, в ней столько факторов, особенностей и нюансов, внезапных поворотов, “чёрных лебедей”, и неожиданных обстоятельств, которые меняют всё. Могли ли знать мудрейшие из евреев Кастилии, неоднократно помогавшие королеве Изабелле, лояльные ей, симпатичные ей – что она пожертвует ими ради чего-то более ей важного и нужного? Так и ивримы из “Божественного мира”, поставившие в своей тайной синагоге, словно оберег, статую римской императрицы, – могли ли ожидать они, что с ними приключится в “Машиахе”?

А сознают ли те прекраснодушные евреи-либералы, которые на всех углах ругают Путина и авторитаризм, что из всех правителей России нынешний наиболее расположен к евреям? Причём, в отличие от революционных вождей, он прагматично расположенный, ценящий их, подобно Августу и Траяну, за дело, за реальные достоинства и за труды? Уверены ли, что при парламентском правлении, буде такое, не дай Бог, случится в России, это расположение к евреям сохранится и во власти, и в обществе? Я бы не был так уверен, мягко говоря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *