Меню Закрыть

Блог

Pax Amoria: рецензия Дмитрия Володихина

В “Лабиринте” появилась рецензия Д.М.Володихина на мои новые книги:

Для меня в этой рецензии главное даже не то, что рецензент, при всём различии наших мировоззренческих и творческих подходов, высоко оценивает мой многолетний труд, находит для него добрые слова и – sic! – не стесняется произносить их вслух. Это очень важно и приятно само по себе, но наверняка ведь будут те, кто опять не услышит, кто продолжит делать вид, будто такого труда в природе не было и нет, как нет у нас такого автора.

Поэтому для меня главное, что о моей работе Володихин говорит по существу, где хвалит, то за дело, где критикует – тоже за дело. Вопросы ставит правильные, острые – и перед автором, и перед всем нашим сообществом (всё это можно, нужно обсуждать). В отличие от вышеупомянутых господ, которые попросту отмахиваются от того, чего не знают, не желают знать и по причине своего добровольного закукливания напрочь отучились воспринимать. Здесь на одной чаше весов – “не замечать и не пущать”, а на другой – оценки и позиции человека компетентного именно в тех сферах, которыми занимаюсь я, профессионального историка, писателя и публициста, составителя многих популярных антологий классической альтернативной истории.

Таких специалистов у нас мало, ещё меньше среди них тех, кто вообще когда-либо хоть что-то слышал о моей работе – поскольку получить о ней актуальную и достоверную информацию по-прежнему неоткуда, кроме как с моего авторского сайта – но ситуация меняется. Среди тех, кто разбирается в материале, всё больше склонных признавать публично значимость “Божественного мира”. Я знаю уже более десяти профессоров и докторов наук различных специализаций, от истории до кибернетики и от психологии до макроэкономики, которые, рассматривая мой труд каждый со стороны своей области знания, отмечали в нём то новое и важное, что интересно именно им, их наукам. А если что-то интересно практикующим учёным, значит, это интересно их коллегам, аспирантам и студентам, далее – самой широкой читающей и мыслящей аудитории. То есть, интересно будущему.

Read More →

Моё интервью в “Литературной газете”

Вышло моё интервью – о литературе и политике, альтернативной истории и фантастике, свободе выбора, состязании альтернатив и их значении для нашей реальности. И о “Божественном мире”, конечно. Заголовки не мои, я не настолько категоричен, хотя в принципе всё верно.

Вы удивитесь, но это первое для меня писательское интервью в центральной прессе. Особенно лестное тем, что появилось оно в легендарной “Литературной газете“, которую читаю и люблю со времён Александра Чаковского, т.е. уже более 30 лет. Не менее лестно, что в качестве интервьюера выступила моя коллега Ольга Погодина-Кузмина, чья новая книга “Уран” вернула меня в мир настоящей – а потом утраченной – советской классики, на какой вырос сам.

Текст можно прочесть на сайте “ЛГ”, в печатной версии газеты или здесь, на моём сайте, см. ниже.

Борис Толчинский: «Альтернативная история формирует реальность»

Автор «Божественного мира» о преимуществах СССР, кризисе жанра и творческом методе

Литература / Библиосфера / Писатель у диктофона
Ольга Погодина-Кузмина

Борис Толчинский: «Альтернативная история формирует реальность»

Борис Толчинский – писатель, публицист. Живёт в Саратове. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Политический компромисс» и стал одним из первых дипломированных политологов в нашей стране. Его статьи выходили в «Известиях», «Веке», «Независимой газете». В середине 90-х Борис Толчинский начинает работу над масштабной эпопеей под общим названием «Божественный мир». Книги этого цикла посвящены событиям и героям «альтернативной» истории Римской империи, которая не потерпела краха, но преобразилась и дожила до современности.

– Вы политолог, специалист в сфере общественных отношений. В какой момент и почему вас увлекла литература?

– Литература и политология для меня – две колеи одного пути. Когда началась горбачёвская перестройка, я был «юношей, обдумывающим житьё». И к тому же политически активным юношей, как сейчас сказали бы, гражданским активистом. Учился на экономиста и журналиста одновременно, так как обе эти профессии казались важными в то переломное время.

А литература с детства формировала меня. Читал с ранних лет, и больше всего меня занимала история. В СССР умели «фильтровать контент», к истории относились с почтением, топтаться на ней не позволялось, случайные люди к написанию книг по истории не допускались. А там, где история, практически всегда и политика, разъединить их невозможно.

Например, читая «Спартака» Джованьоли, нам вольно или невольно приходится разбираться, кем были рабы Рима и что такое сам Рим, что есть империя, свобода, воинская доблесть, честь, достоинство, патриотизм. А где Джованьоли, там Аппиан, Тацит, Плутарх. И везде есть тема власти, значит, есть политика! Даже в сентиментальных романах о любви Антония и Клеопатры без политики не обойтись. Если мы хотим не просто прочитать роман, а уловить атмосферу далёкой от нас эпохи, увидеть мир глазами героев древности и понять, что, собственно, сделало их великими, не обойтись и без психологии, культурологии и географии – всего того, что Арнольд Тойнби определял как «Постижение истории».

– Вам кажется, что круг чтения подростка в позднесоветское время был более познавательным, чем сейчас?

– Разумеется! Мало кто из современных комментаторов так грамотно и глубоко понимает политику, её законы, её дух, самую её суть, как понимал Лион Фейхтвангер, чьи книги в СССР были практически в каждой интеллигентской семье.

А помните «Проклятых королей» Мориса Дрюона? Мы обожали эти книги, и они того стоили. Интриги, войны, страсти – всё мастерски замешано, всё на высочайшем уровне! Вот настоящие «игры престолов», в отличие от новомодных злобных сказок Джорджа Мартина, где вся «политика» нелепая и фэнтезийная, то есть по сути – пустышка.

 Нынешняя инфантильная литература отличается от настоящей, в числе прочего, тем, что даже не пытается понять и осознать реальный мир, она надеется сбежать из него и утащить с собой читателя. Она не учит ничему, а лишь демотивирует. Я с ужасом смотрю на тех читателей и авторов, кто всё глубже погружается в искусственные эскапистские миры, живёт ими, а в реальность возвращается лишь для исполнения физиологических потребностей. Когда подлинная жизнь всётаки возьмёт своё, столкновение получится жестоким. Для некоторых станет шоком, что реальное зло многолико, его невозможно сразить заклинанием, магический кинжал не помогает против тьмы и хаоса на улицах родного города, а огнедышащий дракон живёт внутри каждого из нас.

– Как бы вы определи жанр своей эпопеи?

– Четверть века назад, когда я начинал работу, ответ казался очевидным: альтернативная история (АИ). В ту пору книг АИ было немного, жанр был очень уважаем. Но в наши дни это мало о чём говорит: альтернативной историей всё чаще называют то, что не имеет к ней отношения – «попаданческий» треш, инфантильное фэнтези всё с теми же «попаданиями в историю», дикую конспирологию в духе Суворова (Резуна), а то и вовсе – «новую хронологию» Фоменко – Носовского.

– А на самом деле? Что такое, по-вашему, альтернативная история и чем она отличается от обычной?

– В первом приближении АИ отвечает на вопрос «Что было бы, если бы наша история в какой-то момент времени пошла по иному пути?». Если бы Цезарь не пал от кинжалов убийц в мартовские иды, а Наполеон выиграл битву при Ватерлоо. Или, не дай Бог, во Второй мировой войне наша страна потерпела бы поражение, а победу одержали Германия и Япония.

Но на самом деле всё куда сложнее и гораздо интереснее. Я пишу об этом в большой статье «В лабиринтах альтернативной истории», её полную версию можно прочесть на моём авторском сайте boristolchinsky.ru/alternatives. Я ставлю во главу угла не «точки развилки», когда что-то и где-то в истории пошло не так, а сами АЛЬТЕРНАТИВЫ, т.е. внятные, целостные, проработанные модели исторического развития, образы реальности, которые в нашем мире не воплотились в жизнь, хотя основания к этому были.

Например, «Божественный мир» – это реальность, в которой крушение Римской империи в Европе V века и её возрождение в Северной Африке повлекли за собой решительную смену веры, самого устройства общества и государства.

«Божественный мир» предлагает альтернативы не только в истории, но также в географии, религии, экономике, военном деле, технике и технологиях, биосфере, образе жизни и, конечно, в политике.

Например, Италия стала островом, отгородившись проливом от захваченной варварами Европы. Аватарианство, новая альтернативная религия, выросло непосредственно из древнеегипетского генотеизма; в отличие от христианства аватарианство ставит во главу угла не спасение души, а Маат, «божественный порядок», то есть благо государства. Это новое имперское величие, в котором Рим – тело, Эллада – разум, а Египет – душа. За сотни лет после АИ-развилок образовался совершенно новый исторический организм. Он могуществен и вместе с тем зависим: от своей идеологии, тем более всесильной, потому что жёстко подавляет все другие, и от своего «ресурсного проклятия». В его политике правление аристократов уживается с демократическими выборами делегатов от народа; император-фараон, земное божество, служит для подданных живой иконой; учёные иереи отвечают за судебную власть, а посвящённые жрецы Творца являются тайными хранителями государства. Всё вместе – теократическая монархия, причём вполне себе конституционная, уважающая права квиритов, свободных и цивилизованных граждан. Хотели бы вы жить в такой реальности? Или не хотели бы? Я рад, когда люди задумываются над подобными вопросами, читая мои книги.

knigi-450x300.jpg

– Что, на ваш взгляд, дают эти фантастические альтернативы? Как они связаны с современностью?

– Мне важно создать мир множества альтернатив, который органично вырастал бы из нашего и одновременно был бы иным, своеобычным, непохожим, по-своему зловещим и по-особенному притягательным, для одних – антиутопией, для других – утопией. Альтернативы нужны для того, чтобы в их свободном состязании рождалась истина и каждый мог делать верный выбор для себя, живущего «здесь и сейчас».

Понимаете, альтернативная история, как инструмент и элемент фантастики, формирует новую реальность, создаёт ткань мира и выступает триггером описываемых событий. Но в самих событиях нет ничего фантастического! В АИ-вселенной действуют всё те же законы физики, химии, биологии, географии, общества; она отличается от существующей только картиной мира и событийным рядом. Да, она вымышлена, но не фантастична; это мир, который мог бы состояться, если бы история пошла по иному пути.

Остаётся ли при этом автор фантастом? Да, конечно, я фантаст постольку, поскольку фантастика – мой метод построения реальности. Как Большой взрыв, создав Вселенную, на этом завершает свою роль, так и в АИ-вселенной «Божественного мира» фантастика, создав её, передаёт эстафету реализму. Сами романы – исторические, а не фантастические. Их герои – нормальные живые люди, такие же, как мы, не эльфы и не орки; у меня нет ни зомби, ни пришельцев, ни драконов. Вообще ничего сверхъестественного, требующего отдельных фантастических допущений. Объединяет героев одно: они так или иначе борются за власть, любовь и свободу, и в этой борьбе каждый платит свою цену. На мой взгляд, «Божественный мир» – прежде всего историческая, политическая и психологическая драма, так бы и определил его жанровую принадлежность.

– Каким читателям вы бы порекомендовали свой цикл?

– Критичным, ищущим ответы на вопросы, которые ставят перед нами история и окружающий нас мир. Если вы не удовлетворены им, хотите понять, откуда он такой взялся, куда катится и какие могут быть альтернативы – эти книги для вас. Мой альтернативно-исторический мир совсем не для того, чтобы укрыться в нём от реального мира и реальных проблем, а чтобы помочь с ними справиться, подсказать возможные пути решения. «Нырнуть» в него, посмотреть, как он устроен, получить информацию к размышлению, может быть, удивиться ему и рассказанной в книгах истории, подпитаться его энергетикой – а потом вернуться с новыми идеями, вопросами, ответами. И с новыми силами делать наш мир лучше.

Фото публикации в “ЛГ”

Теги: Ольга Погодина-Кузмина , Борис Толчинский , альтернативная история , «Божественный мир»

Read More →

“В лабиринтах альтернативной истории”: год спустя

Незамеченной прошла ещё одна интересная годовщина июля. В 7-м номере “Науке и жизни” за 2019 год появилась статья “В лабиринтах альтернативной истории“. Название моё, и весь текст мой, но журнальный вариант оказался на треть короче полного авторского. Цензура здесь не причём, просто в журнале нашлось место для статьи в 18 тыс. знаков, не больше. Тогда, год назад, это не казалось проблемой: у автора с редакцией была твёрдая договорённость о продолжении и развитии многоплановой темы АИ в дальнейших публикациях. Но они так и не состоялись. Первая статья оказалась также и единственной в этом когда-то очень уважаемом журнале.

Я работал над ней почти месяц, в ходе этой работы получал немало комплиментов от редактора за добросовестность и аккуратность (всё документировано в переписке), и у меня есть все основания по-настоящему гордиться своей статьёй. В ней ведь не просто рассказывается об АИ, что это такое, почему и откуда взялось, по каким законам развивается, какие вопросы перед собой ставит, какие задачи решает, и т.д., и т.п. В этой статье фактически представлена принципиально новая концепция альтернативной истории, которая ставит во главу угла не пресловутые “точки развилки”, а собственно АЛЬТЕРНАТИВЫ, т.е. внятные и целостные модели истории, образы реальности, которые в нашем мире не реализовались, хотя основания к этому были; точки развилки – не более чем средства формирования таких моделей.

Иными словами, моя концепция АИ переводит акценты с формы на содержание, с инструментария на смыслы, с внешнего на внутреннее – на оригинальность, достоверность и реалистичность, значение альтернатив истории для нас, живущих в ней прямо здесь и сейчас. Эта концепция решительно отсекает от АИ всевозможную спекулятивную и манипулятивную литературу, как фэнтези, так и попаданческий трэш; в полной версии статьи (в журнальную это не вошло) я по пунктам объясняю, почему модные у “попаданцев” шалости со временем – это что угодно, только не АИ. Таким образом, альтернативная история рассматривается не как трэш для “молодых и талантливых авторов”, которые в школе прогуливали уроки истории и теперь отыгрываются на ней за счёт читателей, а как интереснейший, необычайно перспективный феномен на стыке науки и массовой культуры. В заключении статьи речь идёт о том, кому и зачем вообще нужна альтернативная история, какая от неё польза для пытливого ума (а польза огромная и недооценённая).

Когда статья появилась и была прочитана, она вызвала множество положительных откликов от независимых читателей (некоторые я здесь уже упоминал, находя их даже в Яндекс-Дзене). Совершенно незнакомые и прежде далёкие от АИ люди писали, говорили мне, что только теперь, благодаря этой статье, они поняли, что же такое альтернативная история, и заинтересовались ею. Но заслуга в этом не только и не столько моя: то, что ближе к реалиям жизни, по факту всегда интереснее, важнее и нужнее, чем галимый трэш и эскапистские фантазии. Просто людям надо ОБЪЯСНЯТЬ – чётко, внятно, по-человечески.

Несмотря на это – то есть, очевидно, именно поэтому – все фэндомы, что фантастические, что альтернативно-исторические или называющие себя таковыми – встретили мою статью ТОТАЛЬНОЙ ОБСТРУКЦИЕЙ.

За весь год, уже больше, не было ни единого репоста, ни обсуждений текста по существу, ни цитирования, ни даже малейших его упоминаний. Как и все другие мои работы, эту дружно проигнорировали. Она не попала ни в один из номинационных списков критики и публицистики. Вернее, в один чудом всё-таки попала, но вскоре её вышвырнули и оттуда. Сейчас моей статьи как будто и не существует, она похоронена заживо вместе с той концепции альтернативной истории, которая, как видно, оказалась не по нраву слишком многим. И вместо того, чтобы дискутировать с ней, отстаивая что-то своё (если оно есть), эти добрые люди предпочли сделать вид, как будто ничего и нет, и не было.

Несмотря на собственные инициативы, наши большие планы и конкретные договорённости, журнал “Наука и жизнь” прервал со мной сотрудничество, и никакое другое издание не решилось подхватить эстафету. За год я не получил ни одного предложения продолжить и развить тему где-либо ещё на серьёзных площадках. То есть, интерес к теме есть, он огромен, – в чём я и сам убедился в ходе множества встреч в Калуге, Москве и Питере в прошлом году, – но никто ни на что не решается. И все молчат, всех это устраивает! Обструкция становится заразной в наши дни и побеждает всякий раз, когда ей не даётся твёрдый и решительный отпор.

Журнальный (сокращённый) вариант статьи “В лабиринтах альтернативной истории” до сих пор отсутствует в свободном доступе, есть только в платном на сайте “Науки и жизни”.

Но полный текст доступен на моём авторском сайте. Собственно, этот текст и открывает собой первый раздел сайта – АЛЬТЕРНАТИВЫ. Тот же полный текст можно прочесть в новой цифровой книге “НАСЛЕДНИКИ РИМА. Коллекция” и в печатной 2020 года “Нарбоннский вепрь” (стр. 396-409).

Так что читайте и делайте выводы сами.

Read More →

Новая цифровая книга “НАСЛЕДНИКИ РИМА. Коллекция”

Свершилось! Нет, не революция, о которой твердили большевики. А событие, которого так долго ждали читатели “Божественного мира”. Сделайте так, говорили они, чтобы ваши книги можно было просто КУПИТЬ и СКАЧАТЬ в электронном виде, а потом читать в ебуке или на планшете! Мы готовы платить автору за книги лично в руки, чтобы только это сделал.

И я сделал, наконец. Теперь книги доступны для приобретения и скачивания прямо с авторского сайта. В два клика и без регистрации. И без посредников! Вы платите непосредственно автору, и автор эти средства сразу получает.

А вы получаете книгу “НАСЛЕДНИКИ РИМА. Коллекция“, она содержит всю трилогию в новой расширенной редакции 2020 года + множество дополнительных материалов. Это издание более полное (см. скриншот), чем отдельные тома в Литмаркете, а стоит электронная версия на авторском сайте в 3-4 раза дешевле, чем печатная в Лабиринте.

Новая цифровая книга “НАСЛЕДНИКИ РИМА. Коллекция” доступна для скачивания только здесь, на моём сайте. Всё, что выложено в Литмаркете, остаётся там для чтения с экрана, без возможности скачать книгу себе на устройство. Можно выбирать самостоятельно, где и как удобнее.

Read More →

“Популярная история Рима” уже есть! И это “Божественный мир”

Моя коллега в ФБ предложила мне написать Популярную историю Рима. Подобные предложения, весьма лестные для меня, появляются примерно раз в полгода; потенциальные читатели так и говорят: “Я уже становлюсь в очередь за этой книгой“, а издатели готовы сразу же её издать.

Но ни те, ни другие как будто не видят, что такая книга УЖЕ ЕСТЬ! Три книги! Написаны и изданы! А за ними – ещё и ещё. Огромный и богатый мир, в котором Рим – пусть да, важнейший, но всё-таки не единственный компонент всего здания мира.

Да, мой Рим – альтернативный, но он более живой, масштабный и своеобычный, чем десятки всевозможных “популярных Римов” до него и после. И более реалистичный, если уж на то пошло, поскольку выступаю я скорее как учёный, нежели как писатель, и всю сознательную жизнь работаю над ним.

А много ли было бы проку, если бы какой-то новый автор написал очередной “SPQR”, уподобляясь Мэри Бирд или Джону Маддоксу Робертсу? Я сделал больше: создал мир-платформу для идей и альтернатив в истории, причём не только римской, но египетской, эллинской, европейской и всеобщей. Меня не станет – “Божественный мир” останется, спутать его будет невозможно ни с каким другим (а люди и не путают, кто понимает и читает).

Это сейчас вокруг него тотальная обструкция, когда все дружно делают вид, что ничего подобного в природе нет, не существует, а значит, и говорить не о чем, автор никто и звать его никак. Но обструкция не будет вечной; наступят времена, когда “Божественный мир” превратится в популярную площадку для дискуссий, ролевых и интеллектуальных игр, статей, исследований и экранизаций.

Да по вашим книгам нужно не рецензии, а диссертации писать!”, – слышу я уже сейчас, в 2020-м; но нет даже рецензий. Разобравшись, что такое “БМ”, питерский профессор говорит мне: “У вас же межпредметный труд, его надо бы давать студентам как пособие по разным социальным дисциплинам“. Разве я против? Давайте, кто же вам мешает? Или я против экранизации? Люди, связанные с ТВ, время от времени возникают и профессионально её обсуждают, говорят, что современные компьютерные технологии уже дают возможность воплотить такой красочный мир на экране. Но, узнав о бедственном положении автора, тут же свой энтузиазм теряют и сливаются. Так что я уже не льщу себя надеждами дожить до тех лучших времён.

Но книги доживут, вне всяких сомнений. Если угодно, таков мой политический прогноз. А я не Соловей, не Пионтковский, уж тем паче не Латынина, ещё ни разу ни в одном прогнозе не ошибся. Мне моя профессиональная репутация дорога – хотя бы в собственных глазах. Так что “запомните этот пост”. Или заскриньте на память, когда-нибудь да пригодится.

А читать можно уже сейчас, не вставая ни в какую очередь.

Read More →

Хорошие новости из Литмаркета

Три хорошие новости из Литмаркета, интернет-магазина, который создали и ведут наши коллеги Никита Аверин и Дмитрий Рус:

1. Вчера я получил оттуда первую тысячу рублей. И теперь могу уверенно сказать, опираясь на собственный опыт, что Литмаркет реально платит своим авторам. (Хотя лично для меня это скорее символическое утешение: никто другой в 2020 году так ничего и не заплатил, несмотря на многочисленные обещания и мои обращения.) Приятно поразила педантичность, с которой в Литмаркете относятся к отчётности; ничего общего с экселовскими каляками соседней издательской платформы, по которым ничего нельзя всерьёз понять, а тем более поверить и проверить.

2. Помимо цифровых книг в новой редакции 2020 года, на Литмаркете теперь представлены и аудиокниги по романам трилогии “Наследники Рима”. Возможно, вы не знали, что такие аудиокниги существуют, потому что их распространял не я, а Клуб любителей аудиокниг, взявший на себя работу профессионального озвучания. Отныне же все три книги, цифровые и аудио, доступны в одном месте, с официально верифицированной страницы автора в Литмаркете, их можно слушать непосредственно на сайте, т.е. там же, где читать.

3. Красными стрелками на скриншотах 2-4 помечены текстовые кнопки чтения и прослушивания, а также позиции книг в жанровых рейтингах магазина. Как видите, позиции ведущие, и за два минувших месяца они лишь укрепились. И это при той обструкции моих работ, о которой я писал во многих предыдущих постах. На мои работы по-прежнему нет ни рецензий, ни рекомендаций, ни ссылок, ни репостов, ни каких-либо упоминаний, вообще ничего, они словно призраки, настоящие книги Шрёдингера – они, конечно, есть, но для сообщества их нет. Найти их можно лишь случайно, прочитав анонс на авторском сайте или здесь, в моём ФБ, – и всё же кто-то их находит, интересуется, читает. А представьте, что бы было, если бы позорящая всех обструкция исчезла, словно страшный сон, и к этим книгам отнеслись бы по достоинству – сколько тогда было бы читателей и покупателей! Мы выиграли бы все – автор и читатели, магазины и литературные площадки, всё наше сообщество.

Read More →

Моя история: как один из первых политологов России стал писателем-фантастом

Ровно в этот день в 1994 году я защитил в МГИМО диссертацию “Политический компромисс” на соискание учёной степени кандидата политических наук, одной из первых в нашей стране. В СССР такой степени не было, но работа над темой диссертации началась ещё в советские времена. После этой защиты я также стал первым дипломированным политологом в Саратовской области.

Из воспоминаний тех времён и последовавших затем зигзагов жизни можно было бы сложить отдельную захватывающую историю. Она и привела меня туда, где я сейчас. Год назад, упомянув об этом, я услышал пожелания Денис Ястребов и Майя Филатова рассказать эту историю. В моей истории нет никакого секрета, и многие из тех, с кем я имел удовольствие общаться лично в Калуге, Москве и Питере в прошлом году, уже знают её полностью или частично. Могу рассказать и здесь, для всех.

Итак, 28 июня 1994 года 25-летний аспирант из волжской провинции с блеском защитил в МГИМО диссертацию на нетривиальную и обоюдоострую тему реальной политики. Обоюдоострой она была хотя бы потому, что минуло всего полгода после принятия ельцинской (1993) Конституции и 9 месяцев – с кровавых событий у Белого дома в Москве. Эта боль ещё кипела, так какой тут компромисс! В 1990-м, когда я начинал работу над диссертацией, компромиссная альтернатива казалась самой продуктивной, в 1993-м – спасительной, но к 1994-му она уже представлялась безнадёжно упущенной. Но так ли это?! И в самой работе, и на защите я доказывал, что нет, не так; что компромиссная альтернатива, наш российский “Пакт Монклоа”, остаётся на повестке дня; на это получал самые острые вопросы и прямо с трибуны Учёного совета отвечал на них. Надеюсь, что успешно: в конечном счёте молодого диссертанта поддержали все.

И тут же, после защиты, я получил два лестных предложения. Во-первых, остаться и преподавать в МГИМО. Во-вторых, поступить на работу в АП РФ, ею тогда руководил С.А.Филатов, один из самых порядочных и грамотных людей на этом месте. К сожалению, в тот самый момент, когда нужно было принимать решение, у меня развился тяжёлый бронхит (или даже пневмония – сказалась бесконечная беготня по Москве перед защитой), я попросил паузу и вернулся в Саратов – срочно лечиться и решать, что делать дальше.

В Саратове же ситуация была такая. Моему отцу – под 70, он давно на пенсии и уже серьёзно болен, нуждается в присмотре и уходе. Матери за 60, но она, напротив, вся в работе, она лучший специалист в Поволжье по гигиене труда и промышленному надзору, собственно, она и создала эту службу. Переезжать в Москву родители не желают категорически: он – просто не хочет, из-за своего состояния, она – не может оставить работу. А я… я не решаюсь оставить их, у меня кроме родителей – никого. Если бы решился, то затем вся жизнь сложилась бы иначе.

Итак, оставшись в Саратове и разобравшись наконец с бронхитом/пневмонией, я принялся искать работу по своей квалификации. Муниципальная служба отпала сразу: люди, которые меня туда приглашали, те, с кем пришлось бы работать, были настолько страшно далеки от моих научных интересов и убеждений, а главное, приоритетов, что я без сожаления расстался с ними. Пройдёт совсем немного времени, и они окажутся или под следствием, или в отставке и забвении; это был смутный период ещё до губернаторства Д.Ф.Аяцкова.

Затем я обошёл все вузы города, все профильные кафедры. Там на первого в нашей области кандидата политических наук смотрели как на чудо-юдо, столичную диковинку! Некоторые даже не знали, кто такие политологи и что они вообще бывают. Эти люди только-только перекрашивались из преподавателей марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, сами ещё не очень понимая, в кого, им политология казалась чем-то между социологией и астрологией. Не было ни курсов, ни учебников, ни представлений – как, кого, чему учить по этой новой специальности. Ни ставок! Обходя саратовские вузы, я чувствовал себя пришельцем, инопланетянином, который должен объяснить свой образ жизни, новые идеи и технологии людям, ни разу прежде ничего такого не встречавшими.

И это, к слову, настоящая проблема Первого контакта: далеко не факт, что пришельцы, даже с добрыми намерениями, сумеют объяснить землянам суть своих идей и технологий. Не факт, что земляне это всё действительно поймут и примут с распростёртыми объятиями.

Короче, работы по профилю и квалификации мне в родном, любимом городе так и не нашлось. Только мудрая Тамара Фокина в ПАГС предложила полставки культуролога. Если бы тогда я согласился, вся дальнейшая жизнь также могла сложиться совершенно по-другому. Но и это было слишком далеко от политической науки, компромиссов, институций и режимов, от всего, над чем трудился и к чему так долго шёл. Да и зарплата молодого учёного в те времена – я напомню, это 1994 год – оставляла желать много лучшего.

И после этого я стал писать литературу! Сначала – фэнтези, потом – фантастику, причём фантастику чем дальше, тем серьёзнее. В ту пору поднимался книжный бум, писателей ценили и платили адекватно, с отношением к учёным не сравнить. Я никогда не забуду, как Олег Новиков, ныне великий и ужасный владетель книжного монополиста “Эксмо-АСТ”, сам угощал меня, молодого автора (реально МТА на тот момент) чаем и склонял к сотрудничеству. И, что очень важно, реально платил за него. Во второй половине 90-х у меня вышли 5 книг, все были нарасхват. Одновременно выходила публицистика – как в местных, так и в федеральных изданиях.

Интересный момент, которые многие товарищи упускают, и это мешает им трезво взглянуть на мой главный проект, о нём ниже. Занявшись писательством, я же не перестал быть учёным! Скорее даже наоборот: всё, что оказалось невозможным воплотить в нашей российской реальности, прекрасно прижилось в альтернативной! В художественной книге автор сам себе хозяин. Все политические идеи, альтернативные модели, сценарии и реконструкции, компромиссы и конфликты, перемирия и войны, идеологические и этические дилеммы, институты власти и их взаимоотношения, интриги и схватки за ключевые посты, публичная и подковёрная борьба, роль общественного мнения, и так далее, и тому подобное, всего не перечислишь – и всё это, что, естественно, относится к работе политолога, есть в “Божественном мире” как авторском проекте и конкретно в трилогии “Наследники Рима”.

Три главных концепта, которые я сам считаю своим вкладом как в политическую науку, так и в литературу, в фантастику:

  1. АВАТАРИАНСТВО, новая универсальная религия-идеология на базе верований древних египтян; аватарианство также берёт всё лучшее от зороастризма, иудаизма, христианства и вместе с тем преодолевает их, формируя особую культурную и политическую реальность в мире возродившейся на новых ценностях Римской империи.
  2. Новая альтернативная политическая модель и форма правления – КОНСТИТУЦИОННАЯ ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ. В нашей реальной истории такая модель нигде, никогда не встречается, у нас либо конституционная (парламентская) монархия, либо теократическая (и вместе с тем абсолютная), но в АИ-вселенной “Божественного мира” именно конституционная теократия подробно расписана, аргументирована и успешно работает.
  3. Альтернативная ресурсозависимая модель экономики на основе ЭФИРА, космической энергии, которая используется во всех сферах жизни и становится не просто источником национальных богатств, как в нашем мире нефть и газ, а главной идеологической “скрепой” государства и общества.

Разработка всех этих и многих других концептов и идей началась ещё в процессе подготовки диссертации, т.е. фактически – 30 лет назад! А воплотились они не в тучных монографиях или докладах, но в остросюжетных произведениях истории и фантастики. Да, так бывает, хотя и редко.

Удалось бы мне решить подобную задачу, будучи только учёным или только писателем? Сомневаюсь! Жизнь приносит опыт, наука рождает идеи, а писательство даёт инструмент. И в настоящее время я остаюсь единственным в нашей стране дипломированным политологом, профессионально работающим с альтернативной историей и научной фантастикой (насчёт остального мира не знаю, не проверял, но не удивлюсь, если и в мире).

Очевидно, в этом и заключаются причины той тотальной обструкции, которой все годы, со времени их появления, то есть уже почти четверть века, подвергаются мои работы. Они не рецензируются, не цитируются и даже не упоминаются, актуальная и достоверная информация о них отсутствует, читатели о них по-прежнему не знают – как будто всех этих работ и самого их автора никогда не было и нет в природе! За полгода, как вышли новые (2020) книги, не было ни единого интервью.

Но теперь есть авторский сайт BorisTolchisky.ru, он содержит наиболее полную и достоверную информацию о моих работах, там с ними можно ознакомиться. И ознакомившись, решить для себя: заслуживает ли автор, ваш современник, товарищ и единомышленник, этой позорной, беспросветной и бессмысленной обструкции, которая стоит ему здоровья, карьеры и, в конце концов, может стоить жизни. Справедливо ли, чтобы учёный и писатель, автор таких работ, жил в безвестности и нищете, экономя на самых необходимых лекарствах? И всё это в наше время, в XXI веке, в эпоху интернета и соцсетей?

На фото со страницы автора
диплом 1994 года и новые книги 2020-го как этапы одного пути.

Read More →

Новый рассказ “Путешествие Периандра” (2020)

К актуальным темам последних дней и недель внезапно написался короткий, ~10 тыс. знаков, рассказ из жизни древних эллинов: о тирании и демократии, достоинстве и равенстве, и о выборе своего пути.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРИАНДРА

Все герои и события выдуманы, а исторические совпадения случайны
Геродот

Периандр, сын тирана Коринфа Кипсела, был очень ответственным молодым человеком. Когда отец Периандра состарился и пришла пора решать, какой будет жизнь после него, юноша стал задумываться, не ввести ли в Коринфе демократию по примеру Афин. Всем так надоела тирания! Пусть же люди станут во всём равными и сообща заботятся о благе государства. С другой стороны, учреждать демократию боязно: готовы ли к такому коринфяне, способны ли держать себя в узде? Или же, оставшись без тирана, опять все предадутся Дионису и Приапу, пока их город снова кто-нибудь не завоюет?

Поразмыслив об этом, Периандр решил отправиться в Милет. Во главе этого города стоял старый Фрасибул, человек необычайно удачливый в делах правления и весьма влиятельный по всей Элладе. Если кто и может дать совет, то только он!

1. Периандр встречается с тираном

Итак, прибыв к Фрасибулу, молодой Периандр искусно подступил к своему делу:

– О тебе поговаривают, будто ты злой и кровавый тиран, а правишь только грубой силой. Но другие утверждают, что на самом деле ты всем сердцем любишь демократию, ждёшь только случая вернуть власть гражданам Милета. По рассказам третьих, ты, будучи уже в летах, сполна пресытился правлением и надеешься найти достойного себе на смену; а может быть, уже нашёл, но скрываешь, так как если объявить об этом вслух, все станут рыскать глазами в поисках преемника и возникнет совершенная сумятица в умах. Ответь же мне, где в этих рассказах правда? И как тебе удалось так зацементировать Милет, что все граждане города твоим правлением довольны, а кто недоволен, помалкивают или, того хуже, слывут негодяями и отщепенцами на содержании у иноземных царей? Во имя Зевса и Гермеса, научи меня! Я тоже собираюсь стать тираном.

Старый Фрасибул мрачно посмотрел на юношу и буркнул:

– Для тирана ты слишком много болтаешь!

Фрасибул взял на кухне здоровенный нож, направился к дверям и знаком указал Периандру идти следом. Тот сначала испугался: не задумал ли владыка Милета зарезать его этим самым ножом? Чего ещё ждать от тирана?! Но потом решил: жизнь политика всегда полна опасностей, и если избегать их, невозможно ни стать выдающимся правителем, таким как Фрасибул, ни привести свой город к подлинной народной демократии, как в Афинах. Призвав на помощь Зевса, царя богов, Периандр укрепил свой дух и последовал за Фрасибулом.

Выйдя из дворца, старик пошёл через поле, засеянное ячменём, и стал срезать на нём колосья. Сначала Периандр не видел в этом никакой системы, но потом обратил внимание, что срезает Фрасибул не все колосья подряд, а только те, которые возвышались над остальными, наиболее стройные и рослые. При этом сам старик орудовал ножом, не говоря ни слова. И так увлёкся, что, похоже, совсем забыл о своём молодом спутнике. Периандр напомнил о себе, пытался снова задавать вопросы, но Фрасибул его не слушал, шёл вперёд и обрезал колосья.

В конце концов Периандру это надоело. В душе он клял последними словами Фрасибула. И себя, что связался с этим вздорным стариком! Когда диск Гелиоса поднялся к зениту и жара сделалась невыносимой, Периандр оставил Фрасибула в поле и вернулся во дворец. Едва живой, он первым делом попросил воды. Напившись, юноша узнал в человеке, подавшем ему воду, знаменитого философа, первого из мудрецов Эллады.

– Фалес! Ты ли это? – изумился Периандр. – Но что ты делаешь у Фрасибула?

– Наблюдаю, – невозмутимо отозвался Фалес. – Даю хорошие советы, когда в них возникает нужда.

– Непохоже, чтобы он им следовал! Но позволь спросить: что же ты здесь наблюдаешь?

– Самое необычное в жизни: старика-тирана.

«Довольно! – решил Периандр. – Долой тиранию! У меня в Коринфе будет демократия. Я честно разделю власть со всеми свободными гражданами. Это лучше, чем позориться, как Фрасибул, до глубоких седин оставаясь тираном. Должно быть, власть ему помогают удерживать коварные египетские маги. Иначе этого безумца, обрезающего лучшие колосья на собственных полях, давно бы низложили».

2. Периандр знакомится с демократией

Чтобы укрепиться в своём благородном намерении, домой Периандр возвращался через Афины.

Сойдя на берег в Аттике, он тут же обратил внимание на огромного эфиопа с телом, точно выточенным из эбенового дерева. Оно лоснилось от масла, сам эфиоп был совершенно наг и горделиво восседал в золочёном кресле, его толстые губы кривились в усмешке. А перед этим чёрным властелином на коленях стояли люди в старых, грязных и изношенных хитонах. Все они кланялись, целовали ноги эфиопа, бились головами о землю и посыпали свои редкие волосы пеплом. Их окружала большая толпа зевак. Публика подбадривала кающихся и славила сидящего на самодельном троне эфиопа. Некоторые из толпы, ведомые своим возбуждением, охотно присоединялись к этой удивительной мистерии. Находились и такие, кто, подползая к трону эфиопа снизу и сзади, пытались лизнуть чёрного гиганта в срамные места; возможно, для удобства таковых в сиденье кресла было сделано круглое отверстие.

Периандр удивился, подошёл поближе и спросил у неприметного человечка из толпы:

– Кто это, какой-то царь? Но если царь, то почему на нём нет царских одеяний? Где его золото, где его свита? Зачем перед ним пресмыкаются? Разве это достойно свободных граждан Афин?

– Как, ты не знаешь? – удивился человечек. – Перед тобой Шабака, знаменитый наёмник, грабитель дорог, расхититель могил, насильник юных дев и поедатель пьяных грибов. А также бывший раб Медона! А перед Шабакой сам великий философ Медон со своими верными учениками. Он проповедует всеобщее равенство и покаяние. По всей Элладе Медон собирает пожертвования, чтобы выкупать из рабства бедных эфиопов. Нынче как раз праздник покаяния: в знак освобождения Шабаки Медон поклоняется ему и просит прощения за все столетия рабства, из-за которых Шабака и многие его соотечественники становятся грабителями и убийцами. Если подождёшь ещё немного, сам увидишь, как благородный Шабака ставит ногу на шею Медона и символически душит, принимая его покаяние.

– Значит, у Медона нет рабов? Он их покупает, чтобы сразу же освободить?

– Как это нет? Есть! Много рабов! Десятки! Сотни! Сирийцы, египтяне, сами эллины! Кто-то же должен работать взамен этих бедных эфиопов, которые столько страдали по нашей вине!

– Странное учение, – заметил Периандр. – Проповедует равенство и покаяние, а оборачивается неравенством и самоуничижением. Не делает ли оно афинян слабыми и не ведёт ли к упадку нравов в обществе?

Афинянин, хотя сам был ниже ростом, посмотрел на Периандра свысока:

– Ты слишком юн, чтобы судить об этом! Афины самый богатый и благополучный город Эллады. Мы верим в нашу демократию. Любой афинянин вправе выступать перед народом, проповедуя своё учение, каким бы оно ни было. Кто собирает большинство, тот завсегда и прав! Взгляни же, как нас много!

Покачав головой, Периандр не стал спорить и отправился дальше. Вскоре он встретил новую толпу разгорячённых граждан, их одежда была самой простой и безыскусной. А вели они перед собой богато одетого горожанина, но голова его была опущена, одежда порвана, и выглядел он жалко. К тому же, нищие бросали в него камни, а женщины лили ему под ноги помои и посылали вслед проклятия.

Периандр остановил другого неприметного человечка из толпы и спросил, кто тот бедняга.

– Это Аристей, его изгоняют из Афин как преступника!

– В чём же его преступление?

– Он слишком возвысился. Если бы народ промедлил с наказанием, Аристей призвал бы наёмников, чтобы захватить Акрополь и провозгласить себя тираном.

– Откуда вы это знаете? Он сам вам сказал?

Неприметный человечек с подозрением посмотрел на Периандра, который был одет отнюдь не бедно.

– А почему ты спрашиваешь? Тоже хочешь стать тираном? Ничего не выйдет! У нас в Афинах демократия, мы изгоняем всех, кто возвышается над остальными!

Периандр остановился, словно громом Зевса поражённый. И ему сделалось не по себе.

«Какой же я осёл! Разве не это давал понять мне Фрасибул, срезая самые высокие колосья? Будучи тираном, он самых знатных граждан умерщвляет, афиняне же, будучи демократами, всего лишь изгоняют таковых! Но те в изгнании способны набрать силу и вернуться, одержимые идеей мести и ведя с собой врагов, неся на родину беду. Фрасибул поступает вернее. Потому он дожил до седин, оставаясь тираном, и авторитет свой не растратил. Вот о чём толковал мне великий Фалес, советник Фрасибула, а я опять не понял! На самом деле демократия и тирания меж собой ничем не отличаются. Но тиран способен быть разумным, внимать мудрецам, таким как Фалес, и заботиться об общем благе граждан. Праздная же толпа разумной быть не может, и ведут её безумцы вроде здешнего философа Медона».

3. Периандр выбирает свой путь

С тем он и вернулся в родной город. И когда отец его тиран Кипсел ушёл к Аиду, Периандр сам сделался тираном Коринфа. Помня об увиденном в Милете и Афинах, он стал покровительствовать ремёслам, искусствам и наукам. При нём Коринф превратился в крупнейший и богатейший город Эллады. Достоинство и мудрость Периандра ценил сам великий фараон Псамметих, воссоздавший единый Египет после ассирийского ига. Когда у Периандра родился наследник, его назвали Псамметихом в честь могущественного фараона.

На вопрос, почему же, будучи по натуре человеком милостивым и добросердечным, он всё же остаётся тираном, Периандр неизменно отвечал: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково».

Под конец жизни, наслушавшись рассказов египтян об осквернении гробниц, стал очень подозрителен и опасался, что враги будут надругаться над ним после смерти, поскольку не могли, не смели делать это при жизни. Но Коринф не Египет, государство маленькое, гробницу спрятать негде. Поэтому однажды он велел двум верным юношам проследовать глубокой ночью по указанной им пустынной дороге и первого же встречного убить, а затем похоронить. Потом Периандр призвал ещё четверых и им велел выйти следом, убить тех двоих и похоронить. А потом ещё большему отряду приказал выйти за последними четверыми, чтобы убить также их. После этого он сам вышел навстречу первым двум и был ими убит, а затем похоронен. И никто не узнал, где это случилось; тела тирана так и не нашли.

После его смерти эллины включили Периандра в список Семи мудрецов, наряду с Фалесом, Солоном, основателем афинской демократии, и Клеобулом, кстати, тоже тираном. Кто хочет править спокойно, учил Периандр, пусть сдерживает гнев и охраняет себя не копьями, а всеобщей любовью.

Read More →

Путеводитель по сайту

Приветствую, друзья!

В 2018 году, через 25 лет после начала работы над литературным и альтернативно-историческим проектом «Божественный мир», открылся его первый сайт. Вернее, тогда это была только лендинг-страница на бесплатном хостинге. Год спустя у неё появился собственный домен BorisTolchinsky.ru. А в феврале-марте 2020 года я полностью, с нуля, переделал свой авторский сайт, сейчас на нём представлена самая развёрнутая и достоверная информация о моих работах. Это не повторение пройденного, а совершенно новый ресурс с новым контентом: 90% этих материалов эксклюзивны, их больше нет нигде в сети. Всё здесь, в одном месте и на современных технологиях веб-дизайна, в реальном времени и непосредственно от автора. Путеводитель по сайту поможет лучше ориентироваться в этом контенте.

Сайт состоит из разделов и страниц, доступных через меню в верхней части экрана, и статей (записей) блога на главной странице. Для навигации по блогу можно также использовать фильтры рубрик (первый скрин). В правой колонке экрана размещены виджеты для подписки на блог, покупки книг в интернет-магазинах, галереи, новых записей и пр.

На мобильных устройствах (скрины 2-4) меню доступно через кнопку (отмечена стрелкой). Как видите, и со смартфона всё читается легко.

Далее о разделах и страницах сайта подробнее.

I. Сайт открывается разделом АЛЬТЕРНАТИВЫ. Сейчас в нём представлены:

II. Раздел ОБЗОР даёт общую информацию о цикле «Божественный мир», главном деле моей жизни:

  • издательский анонс цикла;
  • краткое описание представленных в цикле альтернативных моделей истории, географии, культурологии, религии, технологий и так далее;
  • структура цикла в виде простой и понятной схемы;
  • краткая экспозиция событий цикла;
  • карта альтернативно-исторического мира (в редакции 1997-1999, новее пока нет, но в целом она до сих пор актуальна);
  • краткое описание первой трилогии «Наследники Рима»: цель работы, жанры, о чём и для кого эти книги, место и время действия, герои и противоборствующих стороны, похожие произведения, и т.д.

III. В разделе ПРЕДЫСТОРИЯ – новелла «Прощание с Аммоном», она не входит в цикл «Божественный мир», но примыкает к нему или, скорее, предваряет. «Прощание с Аммоном» – синтез классической мифологии Древнего Египта с идеями прогрессорства и палеоконтакта. Да, такова моя версия возникновения цивилизации за 10-12 тысяч лет до наших дней. Это история о молодых богах, вернувшихся со звёзд и обучивших людей знаниям. Это также история о том, как Египет древнейших времён, а затем и весь мир, расстался с живыми богами и обрёл божественных фараонов. Это история и о том, как мир получил, а затем утратил гендерное равноправие. Это история о любви и власти, о вере и неверии в людей, о величайшей прогрессорской миссии, о двух альтернативах мировой истории — и о братоубийстве, которое навсегда изменило наш мир.

IV. В разделе ТАЙМЛАЙН – подробная, внятная и понятная реконструкция альтернативной истории «Божественного мира». Таймлайн состоит из двух частей: в первой описывается, как известная нам по реальной истории Римская империя пала в Европе, а затем, в альтернативной версии истории, возродилась в Африке; во второй части таймлайна – как затем в течение столетий формировался тот самый «Божественный мир», который предстаёт в трилогии «Наследники Рима» и продолжениях цикла; здесь также используются понятия и методы теории этногенеза по Л.Н.Гумилёву.

V. Основной раздел КНИГИ представляет трилогию «Наследники Рима» в качестве единого целого, как один большой роман: все издания, редакции, анонсы и характеристики, обложки и т.п.

На страницах-поздразделах «Нарбоннский вепрь», «Боги выбирают сильных» и «Воскресшие и мстящие» каждая книга представлена в отдельности: характеристики печатных и цифровых изданий + разворот обложек 2020 года + избранная глава из каждой новой книги.

VI. В разделе МИР даются «Основные сведения о мире Pax Amoria», это своеобразная википедия альтернативно-исторического мира, она включает темы:

Официальная история
Природа и климат
Государственное и общественное устройство
Основы аватарианской веры
Иереи
Ритуалы
Молитвы и приношения
Силы, противостоящие Творцу и аватарам
Культовые сооружения и тайная власть
Касты и сословия
Суды и наказания
Экономика и финансы
Образование
Наука
Средства массовой информации
Вооружённые силы и политический сыск
Государственные праздники

Резюме

Особое внимание уделяется основам и особенностям аватарианства, новой альтернативной религии, разработанной мной специально для «Божественного мира», и её взаимоотношениям с другими мировыми религиями – зороастризмом, иудаизмом, христианством, а также языческими верованиями варваров.

Страницы-подразделы этого меню:

1. Легендариум – мифы и легенды АИ-мира в виде отдельной новеллы «Легенда о Фортунате».

2. Таблицы и схемы:

Табель о рангах Аморийской империи
Таблица аватарианских циклов
Таблица соответствий аватаров растениям, месяцам и небесным телам
Религиозные свободы в России и Амории (сравнительная таблица)

К сожалению, по техническим причинам мне не удалось поставить сюда ещё ряд таблиц – они есть в книгах.

3. Глоссарий – словарь имён и названий, а также иных непонятных слов, встречающихся в романах трилогии «Наследники Рима».

4. Кабиры – описание новых животных, появившихся в АИ-мире под воздействием излучения Эфира. Среди этих ужасных и удивительных тварей-мутантов:

Гидра
Гиппонг
Грайи
Каркин
Керы
Ликаон
Орф
Немейский лев
Сирены
Стимфалийские птицы
Эмпус
Эриманфский вепрь

VII. Раздел ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ представлен в форме развёрнутого интервью. Вопросы задавались в 1999-2019 годах в ходе обсуждений цикла «Божественный мир» на встречах, сетевых площадках и в переписке с автором. Вот лишь часть вопросов этого раздела:

Что такое твёрдая АИ?
Дух высокой античности vs. высокие технологии
Кто изменил мир и почему власти это скрывают?
Почему «Божественный мир» не только фантастика, но также исторический цикл
Что для наследников Рима важнее: Египет, Греция или всё-таки Рим
Почему в «Божественном мире» нет и быть не может феминизма
На каком языке говорят в мире Pax Amoria? Есть ли там общий язык?
Откуда взялись нынешние галлы и почему есть Галлия, но нет ни Франции, ни французов
Сохранилось ли христианство в «Божественном мире»?
Считаете ли вы фэнтези низким жанром?
Фантастика как метод построения альтернативно-исторической реальности
Кому и зачем рассказывать о политике? Это же грязное дело, ремесло для подлецов!
Бывают ли в «Божественном мире» богословские дискуссии?
Веруют ли наследники Рима в своих новых богов?
Фанатские и хейтерские мифы о «Божественном мире»
Как, когда и почему Италия стала островом?
Как римские императоры-автократоры стали конституционными монархами?
Ряд вопросов о прошлом и будущем, о космосе и божествах в «Божественном мире»

На отдельной странице раздела – моё интервью 2018 года для литературно-художественного портала «Византийский ковчег», где также затрагиваются интересные вопросы о мире, идеях, героях и книгах.

VIII. Раздел ОТЗЫВЫ содержит рецензии и отзывы, которые размещались их авторами в открытом доступе в 1999-2020 гг. Я не публикую отзывы из частной переписки или с личных встреч. Я также не мониторю интернет в поисках отзывов на свои произведения. Если у вас есть такой отзыв и вы считаете, что его следует опубликовать на сайте автора “Божественного мира”, пожалуйста, сообщите мне об этом по электронной почте.

IX. Важнейший раздел ПРОДОЛЖЕНИЯ представляет новые, ранее не публиковавшиеся тексты цикла “Божественный мир”. В основном это рассказы, повести и новеллы-тизеры (впрочем, достаточно самостоятельные) новых романов, которые сейчас находятся в работе:

Крушение
Пандоравирус
Земля Обетованная
Саммит
Машиах
Мартовские иды
Сияние тысячи солнц

Обратите внимание: в аннотациях к этим новым текстам и самих текстах могут содержаться спойлеры романов «Нарбоннский вепрь», «Боги выбирают сильных», «Воскресшие и мстящие». Если вы не читали романы и не любите спойлеры, пожалуйста, пропустите раздел ПРОДОЛЖЕНИЯ.

X. Раздел ГАЛЕРЕЯ содержит графические изображения, относящиеся к циклу «Божественный мир». Они представлены все на одной странице и удобно сгруппированы по пунктам:

Наброски и схемы
Рисунки Елены Долговой
Иллюстрации Анны Дербенёвой
Личности в истории
К “Прощанию с Аммоном”
Альтернативная география
Альтернативный язык
Альтернативные технологии

Если у вас есть желание предложить мне новую иллюстрацию в Галерею – пишите, буду рад.

XI. В разделе АВТОР – краткая информация обо мне.

Также приводятся реквизиты для добровольных пожертвований: насколько это актуально, нужно и важно в сложившейся вокруг меня и моих работ ситуации, я уже писал на своей странице в Фейсбуке.

XII. КАРТА САЙТА – этот путеводитель, а также список всех записей блога, сгруппированный по рубрикам-разделам (см. ниже). Карта сайта обновляется по мере обновления самого сайта.

Развёрнутое меню сайта

Статьи по разделам

Цифровые товары

Read More →

“Битва за Винтерфелл”, или Почему фэнтези считается низким жанром

Завтра юбилей Великой Победы, ставшей итогом величайшей войны в истории человечества. А ровно год назад шли заключительные серии “Игры престолов”, фэнтезийной пустышки, овладевшей умами миллионов. Как и положено по жанру, там множество эпичных битв. Одна из самых-самых – “Битва за Винтерфелл”, третий (из шести) эпизод финального сезона. Он исчерпывающим образом показывает нам, почему фэнтези считается – и справедливо – низким, легковесным жанром. Хотя и в этом жанре есть свои бесспорные шедевры, “Песнь льда и пламени” Дж. Мартина – один из них.

Но представьте, что в разгар битвы за Ленинград юная диверсантка Марьяна Старкова убивает Адольфа Гитлера кинжалом, закалённым в пламени Змея Горыныча. И в тот самый миг, когда бесноватый фюрер разлетается осколками льда, все самолёты люфтваффе разваливаются в воздухе, все айнзацкоманды рассыпаются и превращаются в ничто, а все солдаты вермахта оседают на землю, чтобы никогда уже не встать. Profit! “Наши победили”.

Представили? И каково? Галимый трэш, не так ли? Если для победы в Великой Войне Света и Тьмы достаточно пырнуть ножом ГлавГада – такая фэнтезийная победа ничего не стоит, она сразу обесценивает, обессмысливает, обнуляет все героические и неисчислимые жертвы, принесённые во имя неё обычными людьми. И это не Великая Война с инфернальным Злом, а недоразумение, игра-манипуляция, единственная цель которой – выдавливание из зрителей эмоций, а через эмоции – денег.

Подлинная великая война проходит через каждую семью, и каждый, кто сражается, вносит свой вклад в общую победу. В подлинных великих войнах против Зла никто – подобно дотракийцам или Безупречным в этой серии – не гибнет совершенно зря. В подлинных великих войнах ничего заранее не решено, история не подыгрывает одним, чтобы уничтожить других, и нет никаких мировых сценаристов, спасающих нужных героев в последний момент. В подлинных великих войнах простым людям не помогают боги, демоны или драконы. Простые люди побеждают самое могущественное зло безо всяких магических причиндалов, побеждают именно потому, что сражаются ВМЕСТЕ, сообща, за правое дело, слочённые идеей и могучей верой, и потому, что без их героизма не случится никакой победы. А не потому, что кто-то изловчился и пырнул главгада волшебным ножом.

Конечно, и в реалистической, твёрдой альтернативной истории можно убить Гитлера – но его многомиллионные армии от этого не рассыпятся, прозрение к обманутым народам не придёт, нацизм не исчезнет, на месте убитого антагониста возникнет другой, с ним всё равно нужно будет бороться. И даже после Великой Победы угроза возрождения тоталитаризма в какой-то новой форме, как мы видим, остаётся, даже нарастает. Ничего ещё не решено окончательно. Наши главные битвы – впереди. И это не тупые, пошлые потасовки “за железный трон”, которые навязываются людям только для того, чтобы подменить подлинную, настоящую реальность в их головах магической, ненастоящей. Такой, где не меняется ничто и никто, история – если этот круговорот дерьма в природе вообще можно назвать “историей” – вечно идёт по замкнутому кругу. Завлечь людей из подлинного мира в мнимый – вернейший способ сделать их слабее, глупее, податливее к реальному злу.

Главные битвы подлинного мира – это всегда и везде битвы за свободу, безопасность, честь, достоинство и справедливость, за выживание и за лучшую жизнь. Они ведутся в душе каждого и каждой, и проявляют лучшее и худшее, что есть в нас.

Этим реальность – и реалистическая фантастика – отличаются от нелепых фэнтезийных игр.

Read More →