РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ – 2018

Просмотров: 51

(отзывы других лет см. на этой странице ниже)

Виталий Сонько, Facebook.com, 18.12.2018

5/5 Прочитал книгу “Боги выбирают сильных”, автор: Борис Аркадьевич Толчинский.

Ко второй части я приступил сразу после того, как написал обзор к первой “Нарбоннский вепрь” (+18). Ибо меня распирало любопытство, что будет делать Варг и как отомстит коварной Софии Юстине. Каково же было мое удивление, что во второй части Варга и Нарбонии практически не будет. Но, обо всем по порядку. Волею судьбы я с детства не любил формальности, когда вырос – столкнулся с тем, что мягко скажу недолюбливаю бюрократию. Мне по натуре претит вся эта мышиная возня, интриги, склоки и я всегда считал это пошлым и тот, кто хочет быть человеком, должен бороться с этими отрицательными качествами, присущими любому. Ну да, немного идеалист .

Вся вторая часть книги состоит преимущественно из борьбы за власть. Если в первой был баланс и там, когда никогда, но была война, тут поле боя – человеческий разум. Рассчитана эта серия на очень вдумчивого, терпеливого и образованного читателя (т.е. не на меня – я просто любознательный и упрямый)).

В какой-то момент я просто утопал в хитросплетении интриг, предательстве, вероломстве, коварстве. Мой разум отказывался читать дальше, моему естеству претил такой подход и, я периодически откладывал книгу в сторону. Через некоторое время возвращался, снова шел вперед, думая: ну, когда кто-то достанет меч и перебьет всех этих пошлых людей. Постепенно свыкся с мыслью, что читаю альтернативную историю автора, который хорошо в этом разбирается. Он иллюстрирует, что было бы если…. Но все же как по мне, с достоинствами главной героини был перебор, она была уже и не женщина вовсе, а сверхчеловек какой-то.

Так неспеша, с каждой главой проникаясь ненавистью к Софии Юстине и Корнелию Марцеллину я подбирался к развязке. Их способы достижения власти мне не близки, они мне омерзительны. Но все омывает финал. Читая его, я вспомнил отрывок из одной священной книги. Там был такой эпизод: больные собирались возле 5 купелей и, кто первым прикасался к воде – получал исцеление. Читая этот эпизод пятнадцать лет назад, мне он показался жестоким. Сейчас же я вижу в нем доказательство намерения. Если преодолел трудности, значит было нужно, не сумел – значит, не так надо. Жестко – бесспорно, но такова жизнь. Финальный поступок Софии все оправдал и, все дела до этого стали лишь доказательством безмерного желания получать власть. Это совершенно не меняет моего отношения к ним, но я вспоминаю другой эпизод из той же священной книги : “кто из вас без греха, первый брось в нее камень”. Просто автор показал нам ее путь и, он не во все был красивым, но опять же то, как в итоге она поступила о многое говорит. Иллюстрация власти здесь потрясающая. Знаете, она порой была для меня обезличена воистину, она дается не каждому и тут хорошо показано, почему. Финал книги в целом я бы сравнил с теплым солнечным летним ливнем, смывающим весь этот клубок человеческих страстей и вселяющий надежду на светлое будущее для его обителей. Хотя способны ли такие представители власти его обеспечить – для меня вопрос открытый.

Приятного чтения!

Цитаты: “Для меня родная кровь дороже власти”

“Отец мой сложный человек”

“Власть для Софии означает всё” #В_В_прочитал2018

#художественная_литература #Богивыбираютсильных #БорисТолчинский

Виталий Сонько, Facebook.com, 05.09.2018

5/5 Прочитал книгу “Нарбоннский вепрь” (+18), автор: Борис Аркадьевич Толчинский.

В начале романа пронеслась мысль: как хорошо, что я любил историю и многое из нее помню. А вот потом был эпизод, после которого я понял, что держу в своих руках серьезную книгу. Сцена, где герцог Крун дает клятву верности. Поистине тяжелый момент. В этом эпизоде во мне боролось две противоположности разум и чувства, но я все же был за Круна (разум) “– Так надо, сын. Так надо”. В ту секунду его сын Варг был молод и глуп, хотя он всю первую часть был такой. Поразмышлял о том, почему одни нации живут в достатке и благополучии, а другие вечно воюют за мнимые идеалы. Почти в конце эту мысль интересно продемонстрирует автор.

Очень достойно на мой взгляд представлена роль женщины в Божественном мире, я так понимаю, что думающие люди видят, как меняется наш мир и роль женщины в нем. Там он ярко иллюстрирует каким было положение женщины на примере Кримхильды, чего может добиться женщина, дай ей равные возможности – Софья Юстина. Еще одна демонстрация на примере Кримхильды бремя власти: она всю жизнь была в подчиненном положении, не давали жить самостоятельно и к чему это может привести.

В романе будет много эпизодов, за которые я и люблю читать книги — это возможность “заглянуть в голову” другому. Потрясающие интеллектуальные противостояния, в которых мы видим одно, а автор описывает, о чем думает тот или иной герой. Для меня эта прям самая приятная часть, я обожаю следить за умным ходом мыслей других. Немного и у себя развиваешь этот навык ).

Сюжет закручивается, кругом клубки из интриг, интересов, эмоций и все это всегда разит разум сильнейшего. В очередной раз проявилось мое нетерпение и, я думал финал первой части будет другим, но автор приятно удивил что называется – поставил многоточие, подогрев интерес до предела. Буду читать продолжение.
Еще хотел бы отметить, как прекрасно написана книга, богат русский язык на возможность описания чувств, эмоций, переживаний. В общем все то, за что мы его так любим, к сожалению, далеко не каждый современный автор умеет им пользоваться.

Любителям качественной литературы очень рекомендую к прочтению.

Приятного чтения!

Цитаты:
“И пала Александрия, и пал Рим, как некогда Содом и Гоморра; аватары, не будучи жестоки, как жестоки люди и прежние боги, губили не жизни, а память, – именно то, что как раз и составляет цивилизацию.”
“Ты погляди на этот город: здесь никогда – ты слышишь, никогда! – не случалось войны! У амореев есть армия, ты это знаешь, но в армии у них только каждый сотый подданный императора! Всего лишь каждый сотый! Легионеры – профессиональные воины, но все остальные – не воины. Они живут, не думая о том, что завтра придется с оружием защищать свой дом. Они знают, что пока стоит мир, им угрожает лишь немилость земных властей и суд небесных аватаров. Вот почему они трудятся для себя и для императора!.. А теперь еще вспомни, сын. Вспомни, сколько народу жило в Нарбоннии до того, как я стал герцогом.”
“Удивительная страна, – думал Крун, слушая Софию, – где женщина в тридцать лет может стать первым министром, где старик, почитаемый за земного бога, покорно подписывает эдикты и произносит заученные речи и где люди считают все это само собой разумеющимся, – вот такая удивительная страна правит Обитаемым Миром!”
“Она права, – подумал Крун. – Только одно она недоговаривает: страна господ есть страна рабов. Амореи – рабы своих богов и своего уклада. Поэтому им безразлично, кто у власти. А галлы – воины, не рабы. Чтобы править воинами, кто угодно не сгодится!”
“– Сила у меня есть. Или будет скоро. Мне нужны знания”
“– Политика и психология – суть высшие науки. Не зная душу человека, ты не научишься человека побеждать. Бессмысленно оружие ковать из стали, коль не владеешь оружием внутри себя.”
“Он сам ее учил: идешь в политику – забудь о чувствах – только священный долг, только холодный разум, только суровая целесообразность!”
“– Я преклоняюсь перед вами. Вы великий человек, и вы достойны править миром!”

#В_В_прочитал2018 #художественная_литература #Нарбоннскийвепрь #БожественныйМир #БорисТолчинский

P.S. Самым главным побуждающим мотивом ознакомиться с “Божественным миром” Бориса Толчинского была высказанная им мысль о желании в девяностые написать продолжение “Часа Быка” И.А. Ефремова. Моему сердцу очень дорого это произведение, там очень много интересного, да и в целом мастерски написанная работа. Мне казалось, чтобы продолжить эту серию, надо быть очень неглупым и чертовски талантливым. В глубине души и я мечтал о продолжении, но гения давно нет на этой земле. Так вот чтобы понять, смог бы автор это сделать пусть и теоретически, я решил ознакомиться с его работами и понять это для себя.

Это только начало серии, но и этого достаточно, чтобы понять – он и правда мог бы тогда это сделать.

Lady Vader, Fantlab.ru, 20.05.2018

Начиная со второй части для меня стало очевидно, что я расхожусь с автором в базовых вещах: в вопросе ценностей и в отношении к главным героям.

София в авторской оценке дана как сильная, яркая личность, страстная и талантливая натура, из тех, что творят историю. Вот такая, сильная, которую боги, в конце концов, выберут. Но я увидела в ней другое: инфантильную особу, которая играет в яркие игрушки. И власть для нее — это только и всего лишь игра. По крайней мене из текста не следует, что она преследует более благородные цели, чем усесться на папенькин престол. Что будет, если вместо Юстины будет править ее дядюшка? Да ничего не будет, они стоят друг друга. Героиня совершенно равнодушна и к детям, и к мужу, и к любовнику (ее поворот к Марсию показался мне резким и неубедительным), и у отцу. Она играет человеческими жизнями, но она не знает цены этим жизням, потому что она при всей ее образованности, крайней ограниченная особа. У нее бескрылая душа. На этом фоне даже ее дядюшка начинает смотреться более выиграшно, потому что у него есть живая и человеческая страсть, пусть и несколько извращенная.

Еще один очень неприятный момент — это эротика. Назовите меня тысячу раз ханжой, но в книге, которая претендует на интеллектуализм и направлена не на массового читателя, такие сцены не нужны.

Что удалось очень хорошо: реконструкция языческого менталитета.

София очень четко объясняет читателю, чем живут аморийцы: они обожествили механизмы власти и изгнали из своей жизни нравственный императив. Нельзя не оценить, как точно схвачены главные черты римского язычества: обожествление механизма власти и в конце концов обожествление своего я. Когда София говорит, что «я верю в себя» — это очень здорово звучит, потому что здесь показана вся безысходность и ограниченность языческого культа, не имеющего выхода в трансцендентное измерение.

Для амарийцев Бог — это ментальный инструмент, с помощью которого они структурируют свое земное бытие. Это нечто полезное и безусловное, как сила притяжения. Не верить в него — нелепо и опасно. Но в такой вере нет свободы. Именно недоказуемость Его бытия делает веру человека или его неверие свободным духовным актом.

Язычество ограничено, но античная цивилизация глубоко чувствовала ограниченность этого мира, отсюда пессимизм ее философем, презрение к жизни, равно присущий стоикам и эпикурейцам. Античность была глубока в своей трагедии, а аморийцы просто не поняли, что с ними произошло, что их так, простите, оглупило. Тут поневоле задумаешься, не правы ли Ульпины, стремящиеся разрушить этот мир? Эфир — это такой наркоз для души. И герои этого романа пребывают в блаженном неведении о своем ничтожестве, о том насколько душно в мире, забывшем о Христе.

Удались некоторые второстепенные герои. Марсий получился однозначно лучше Варга, а Медея намного лучше Софии. Ее чувства понятны и человечны. Она мечется, выбирает, сомневается. Вроде бы она тоже бьется за власть, но совсем не так, как София. Потому что София хочет возвысится на еще большую высоту, а Медея хочет подняться из ничтожества. Разница огромная.

Удачен поединок Софии и Корнелия. Он написал хорошо, динамично… Даже жалко Корнелия в этот момент становится.

Есть и чисто технические недочеты: явные длинноты и в описаниях, и в диалогах. Кажется, что автор слишком сильно полюбил и свой мир, и своих героев, и боится разрушить эту гармонию. Посмотрим, сумеет ли он раскачать корабль аморийского быта-бытия в завершающей части трилогии?

volodihin, Fantlab.ru, 19.05.2018

Повествование выказывает высокую культуру автора и недюжинную способность строить сложный, многоцветный мир. Сюжет непредсказуем. Герои получают четкую, но совсем не простую психологическую мотивировку. Из недостатков я бы назван все отсутствие понимание того, что это за эфир, на котором строится Империя, а также то, что христианство промелькнуло неясным образом. канув в лету, а не победив (есть лишь один второстепенный персонаж-христианин в 3-м романе). Но почему? Возникает ощущение, что «Божественный мир» это Империя сатаны, подмявшего под себя Ойкумену.

Оценка: 7

Lady Vader, Fantlab.ru, 16.04.2018

«Нарбоннский вепрь»
Lady Vader, 16 апреля 2018 г. в 07:31

Эта книга понравится всем любителям нестандартного, но не злого. Автор рисует весьма необычный мир, в котором геополитические процессы пошли настолько по-другому, что на территории современного африканского континента возникла совершенно уникальная цивилизация, мнящая себя наследницей Римской Империи, но по первому впечатлению, не имеющая с ней ничего общего.

Первая книга знакомит нас с главными героями — воителями и правителями, интриганами и почти что волшебниками. Первая книга провоцирует на вопросы: в чем источник небывалого даже для человека XXI века могущества аморийской цивилизации? И куда в этом мире подевались христиане? Автор не спешит выложить все карты на стол.

По первой книге видно, что Борис Толчинский — автор с узнаваемым лицом и узнаваемым стилем, для которого характерна своеобразная эпическая дистанция по отношению к повествованию: ровное дыхание, как будто он рассматривает события из окна аморийского дворца.

Книга не оставит равнодушными и любителей порешать экзистенциальные задачи на тему: кто прав, кто виноват. Правда, им будет очень трудно, потому что автор выносит проблему справедливости и вообще нравственной оценки происходящего как будто за скобки. Но разве не так мы смотрим на историю древнего мира, на всех этих Цезарей и Брутов, которые творили ужасные вещи, но все равно остались в истории не злодеями, а героями?

И еще несколько мыслей вдогонку первого тома.

Женский вопрос решен автором вполне однозначно: этим миром правят женщина, умная, красивая, в меру циничная, в меру чувствительная. Юстина — само совершенство. Где-то в тени ее величие и у подножия ее пьедестала скрывается дочь северного варвара — свирепая валькирия и дочь аморийского злодея. Но сразу видно, что эта книга написана мужчиной, который очень хочет, но не может заговорить от лица женщины. Я долго думала, почему у меня сложилось такое впечатление и наконец поняла: все дело в восприятии красоты. Женская красота в романе — это чисто внешний атрибут героев, который прилагается к ним, ну как бы автоматически. Юстина прекрасна? Ну да, а какой же она еще может быть? Автор показывает нам, что быть прекрасной — легко. Типично мужской заблуждение. 🙂

Елена Панич, “Византийский ковчег”, 11.04.2018

Автор: Елена Панич
Опубликовано: 11 апреля 2018 

Борис Толчинский «НАСЛЕДНИКИ РИМА: Трилогия»

 Наверное, каждый из нас в свое время задумывался о том, как бы выглядел наш мир, если бы Римская империя продолжила свое существование. Если бы Византия была сильнее, могущественнее и долговечнее. Если бы не было той утраты знаний, «темных веков» и отставания в развитии. Сколько потребовалось бы времени, дабы прийти на современный уровень прогресса? И как именно изменилась бы карта мира? Эти и другие вопросы поднимает в своей трилогии Борис Толчинский.

 В этой альтернативной истории нашего мира он воскресил великую римскую цивилизацию, эта «Византия» воскресла в Африке и преобразовалась в Аморию – Божественный мир. Цивилизация амореев (аморийцев) опирается на Учение Аватаров – новую религию, вобравшую в себя все лучшее от своих предшественников. Весьма интригующе описано вероисповедание, а упоминания технического прогресса порадуют всех любителей научной фантастики.

 В каждом городе, встречающемся в книге, автор создает уникальное настроение, атмосферу, присущую именно этому месту и ни одному другому. В принципе – радуют подробные и яркие описания окружающего мира. Видно, что это не просто декорации для действа актеров-лицедеев, а именно отдельный, полноценный мир, который нередко сам диктует правила поведения персонажей. Невозможно отделить главных действующих лиц от той реальности, что их окружает – это, на мой взгляд, достаточно уникально, учитывая что в большинстве книг современной литературы окружающее пространство служит лишь жалким фоном и ничем более.

 При том, что сами персонажи неотделимы от своего мира, проблемы, с которыми они сталкиваются, покажутся нам весьма современными. Проблема взаимодействия развитой империи и «варваров» – людей, живущих по законам, отличающимся от законов империи. Политические игры, которые далеко не всегда направлены на успех народа, но всегда влияют на счастье отдельных людей. Различные манипуляции общественным мнением в преддверии выборов и многое другое.

 Из всех описанных городов самым интересным городом, пожалуй, является таинственный Мемнон – город великих ученых и экстрасенсов, которые благодаря своему дару и необычному источнику энергии – Эфиру – создают непревзойденную технику. Но не так уж и сладка участь экстрасенсов – ведь жизнь в Мемноне это не столько благословение, сколько проклятие – Эфир выделяет губительное для людей излучение и очень немногие проживают в Мемноне длинные жизни.

 К сожалению, не уделяется достаточно времени описанию механизмов действия таинственных «экстрасенсорных способностей», хотя это и можно списать на то, что автор решает держать нас в таком же неведении, в каком пребывает большинство жителей Божественного мира. Это добавляет таинственности, а также пробуждает еще более сильное желание узнать-таки секреты Мемнона.

 Хорошо описаны персонажи. На протяжении трилогии некоторые из них развиваются, некоторые остаются более статичны, но раскрывают неведомые нам ранее стороны своего характера. Все это напоминает жизнь, в которой есть более и менее подверженные изменениям люди. Характеры персонажей уникальны, даже в наиболее «простых» персонажах автор порой раскрывает интересные грани.  

Первая часть трилогии – «НАРБОННСКИЙ ВЕПРЬ. Книга Варга»

 Лейтмотивом этой книги являются очень интересные размышления на тему свободы. Стоит ли сражаться за свободу? Возможно ли ее выиграть или получить по праву рождения? У кого свободы больше – у «диких» варваров или у именитых граждан цивилизованной страны? Есть ли вообще свобода и в чем она выражается?

 Книга начинается с появления Круна Свенельдсона, герцога Нарбоннской Галлии, в сопровождении его детей и свиты, в имперской столице. Здесь герцог должен склониться перед аморийским богом-императором и принести ему клятву верности. Все это было спланировано и отняло много сил у княгини Софии Юстины. Она, как истинная дочь своего отца – Тита Юстина – первого министра Аморийской империи, стремится к власти. Покорение Круна должно стать вишенкой на торте, которая и позволит ей самой занять пост первого министра, как только придет время. Первому министру должно быть как минимум тридцать лет, а Софии только исполнилось двадцать семь, но она уверена, что как минимум три года ее отец еще протянет на своем посту. Тем более, что она и так многое, если не все, делает за отца. Да и что может пойти не так?

 На этот вопрос ответы без особого труда найдутся у ее дяди – сенатора Корнелия Марцеллина, который и сам не прочь стать первым министром. Впрочем, главный политический оппонент еще не является главной проблемой Софии. А вот молодой и ретивый сын Круна Варг, воспитанный любить и почитать свою свободу и древние устои галлов, вполне может ей стать. Ибо, в отличие от мудрого отца, Варг считает, что покорность синоним трусости, а уж горячий нрав молодого «варвара» подсказывает ему, что весь запал еще не растрачен, что галлы все еще могут и должны воевать с Аморией, воевать за свою свободу! А в войне за столь благую цель – все средства хороши!

 София, увидев эту непокорность в сыне Круна, решает обратить свой взор на его дочь – принцессу Кримхильду, здесь ее ждет совсем другая картина. Дочь Круна совершенно очарована империей, чудесами цивилизации, а также красотой. Что стоит умной, ослепительной и хитрой Софии очаровать эту наивную девчонку? И к чему это приведет?

 Что может прийти в голову Варгу – слишком явно ненавидящему империю, когда он, волею случая, наталкивается на двух еретиков, привязанных к позорным столбам? Эти самые еретики ведут умные речи и выглядят, в глазах Варга, товарищами по несчастью. Нет в империи страшнее греха, чем ересь, за нее отступников ожидает либо казнь, либо ссылка в Обитель Обреченных – где бушуют эфирные грозы, воздух тяжел и жизнь обречена.

 Свободны ли те, кто воюет за свободу? Не вгоняют ли они себя сами в ярмо войны и ненависти, подменяя ей истинную свободу? А свободны ли правители? Те, на кого ровняются миллионы, не является ли власть таким же ярмом, которое приходится тащить на себе день ото дня, не переставая за него сражаться и утешать себя иллюзией всесилия, при этом будучи даже не в силах отказаться от власти? Так кто же свободен? Может, раб? Хотя какая тут свобода, когда твое бесценное тело продают по вполне определенной цене. А существует ли вообще свобода? Или это просто миф, кружащий голову молодым и заставляющий старцев ронять скупую слезу? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой книге.

 Сюжет достаточно насыщен и изменчив, это не наскучивает и держит заинтересованность читателя до самого конца книги. В сюжете очень много интриг, поэтому любители неожиданных поворотов получат особенное удовольствие. Книга скорее для женщин, но я не стану отговаривать мужчин ее читать, так как тут есть и неплохие описания баталий, и техника. Стиль выдержан. Концовка прекрасная и завершенная.  

Вторая часть трилогии – «БОГИ ВЫБИРАЮТ СИЛЬНЫХ. Книга Софии»

 Книга мне в целом понравилась. Если в предыдущей книге я обозначила лейтмотивом мысли на тему свободы, то тут скорее – размышления на тему любви. Тема эта не нова, но разве не бесконечна эта тема? О любви можно писать многое, ведь сколько людей – столько и мнений.

 Каждый из описанных автором персонажей любит по своему – в силу своего ума и личных качеств. Тут найдется и любовь к семье, и запретная любовь, и светлая любовь, и беспощадная, и многие другие виды любви.

 София разрывается между любовью к своему любовнику – Марсию, и любовью к власти. Как часто сильным женщинам приходит в голову мысль о том, что они хотят быть просто женщинами и никем более? Так как невозможно всегда тянуть все на своей спине и не задуматься, что если бы они были слабее, сговорчивее, то и жизнь их была бы легче. Так думают сильные женщины ровно до того момента, пока не добиваются своей новой «цели» – становятся просто любимыми женщинами и никем более. Это может принести счастье. Но вот насколько его хватит? Ведь человек уже привык к активной жизни, к власти над умами и сердцами, к свободе и независимости. В этой ситуации важно поведение мужчины, далеко не все из них достаточно сильны характером и, что еще более важно, умны, чтобы удержать подле себя женщину привыкшую к власти. Как именно сложится судьба Софии, зависит от действий Марсия. Поэтому в этой книге мы получаем оценку его интеллекта.

 Дядя Софии – Корнелий – мучается своей любовью к Софии. Он готов принять ее именно такой, какая она есть. Вот только – это он решил, что она именно такая, а истинный образ Софии он не видит. Все мы порой с удовольствием строим образ понравившегося человека у себя в мыслях. Нам кажется, что мы знаем его как облупленного, видим не только достоинства, но и недостатки. Так и Корнелий – нарисовал прекрасный образ, вознес его на пьедестал, даже готов дополнять его в зависимости от поведения самой Софии, но вот очевидного он не видит. А если бы образа не было бы вовсе, то такой проницательный человек уже давно бы разглядел истину. Впрочем, может, он и сам это прекрасно осознает, но даже наиболее прожжённому цинику и негодяю может недоставать «чего-то святого». Этим «чем-то святым» и стала для Корнелия София, вернее ее образ.

 Варг не может заставить себя полностью доверять своей жене – Доротее, дочери Корнелия, но и не любить он ее тоже не может. Он продолжает сражаться в войне, которую нельзя выиграть. Он сражается не столько с империей, сколько с самим собой. О каких уж тут можно говорить победителях? Да еще и проклятые еретики играют им как пешкой, вот только теперь он осознает это в полной мере.

 И только Доротея в своей искренней любви верна Варгу… или это лишь притворство? Ведь прошлое Доротеи известно читателю, а как она может с таким-то прошлым питать искреннее и чистое чувство к Варгу. Мы не знаем, что именно думает Дора.

 Проблемы с галлами продолжают тревожить империю. На этом пробует играть София, на этом играет ее дядя – соперничая с Софией. Пешками в их играх становятся все остальные персонажи. Они не щадят никого в своей «большой игре» за власть. Они не щадят и себя самих.

 София, решив переиграть своего родственника, отправляется в тот самый загадочный город империи – Мемнон. Но ее ожидает совершенно неожиданный поворот фортуны. Что с этим будет делать София? Как распорядиться ее дядя своими козырными картами? А что в это время происходит с ненавистными еретиками?

 Сюжет отлично подхватывает историю предыдущей книги и продолжает вертеть знакомых нам героев в вихре неожиданностей и приключений. Интриги, сплетни, красота и любовь – все перемешалось в этом сюжете, но перемешалось как в хорошем коктейле и, так-же как хороший коктейль, доставляет читателю удовольствие.

 Характеры тут неспешно, даже закономерно, развиваются. Тем, кому понравилась первая книга, понравится и эта.

 Концовка хорошая, завершенная и стильная.

Заключительная часть трилогии – «ВОСКРЕСШИЕ И МСТЯЩИЕ. Книга Януса»

 Эта книга открывает читателю некоторые тайны, что позволяет переосмыслить не только эту часть, но и всю трилогию в целом. Там, где до этого чуть менее внимательный читатель терялся в догадках касательно мотивов героев, теперь наконец-то раскрыта «изнанка». В описанной истории практически все персонажи расставляют свои точки над «i», принимают окончательные решения и делают свой выбор. Но это вовсе не значит, что и на самой истории стоит ставить точку. Начиная с самой первой книги можно увидеть множество путей развития сюжета в будущем, что позволяет читателю надеяться на продолжение.

 Характеры персонажей продолжают развиваться и взрослеть. София теперь точно знает свои приоритеты, она наконец-то приняла себя такой, какой она и является. Хотя у читателя и остается смутное ощущение, что София-то всегда знала, что именно она хочет, а вот читателя ей удалось провести. Вполне логичное развитие можно наблюдать и в характере Корнелия. Он также делает свой выбор. Стоит отметить, что все метаморфозы, происходящие с Корнелием перед глазами читателя вызывают совершенное неожиданное чувство – симпатию к стареющему негодяю. Как изменился бы наш мир, если бы негодяи были бы именно такие? Впрочем, возможно они именно такие и есть, вот только мы для них стоим не на уровне патрисов, даже не на уровне плебеев, а просто на уровне рабов – вещей послушных и легко заменимых.

 Характер Варга наконец-то становится зрелым. Он тоже точно знает, чего хочет, вот только его желания изменчивы в зависимости от его чувств, это в дальнейшем обещает ему немало бед. Совершенно прекрасно выписан характер Доротеи. Он очарователен во всех смыслах, наверное именно такое воплощение и должна иметь известная фраза «Сильна в своей слабости».

 Наконец – наиболее злокозненные негодяи, которые, как уже многие догадывались, никуда не делись, продолжают творить бесчинства и мешать полюбившимся персонажам. Они для себя все решили уже очень давно и лишь подтверждают своими действиями сей выбор. Или все-таки их цель действительно заслуживает подобной борьбы? Каждый читатель решает сам.

 Сюжет, так же как и в предыдущих частях, полон внезапных поворотов и радует своей непредсказуемостью. Благодаря этому читать книгу весьма интересно.

 Стиль продолжает радовать читателя своей выдержанностью.

 Концовка волнующая и дающая надежду на продолжение истории Божественного мира.  

В заключение хочется отметить, что вся трилогия весьма органична. История не обрывается, персонажи не теряются, а интриги остаются оригинальными. Читать трилогию приятно и благодаря неплохому стилю. Однозначно рекомендую всем любителям альтернативной истории, а так же тем любителям научной фантастики, которых интересует не только далекий космос, но и близкая нам Земля с ее загадочным прошлым и альтернативным будущим. Думаю, что многие женщины оценят эту трилогию по достоинству. Ведь женщины прекрасно умеют ценить красоту, интриги и силу характеров персонажей.

lozhkina_arina, 21 марта, Litres.ru, 09:20

Последняя книга цикла заметно отличается от двух первых, но читается тоже легко. По-прежнему много острых ситуаций и приключений, хорошая сюжетная линия, часто неожиданно все получается.

vova.n.74, 22 марта, Litres.ru, 12:46

Читал первые две части давно, не думал, что будет продолжение. Лихой сюжет, главный герой особенно нравится, люблю, когда пишут про сильных людей. Конец удивил, там есть сюрприз в развязке.

lozhkina_arina, Litres.ru, 20 марта, 08:34

Вторая часть даже интересней первой. Читается легко, хотя и есть, над чем подумать. Зря в описании книги раскрывают основной сюжет, хотя читателю еще остается, что узнать о героях и секретах альтернативного мира. Свежая книжка на фоне российской фантастики, если ищете, что почитать увлекательного и неглупого, то можно брать.

aksenova.katerina, Litres.ru, 17 марта, 19:11

Очень необычная и свежая альтернативная история – начало длинного эпоса, в котором Римская империя избежала падения. Сложный длинный сюжет с интригами, и, к счастью, никакой магии или мистики.

lozhkina_arina, Litres.ru, 20 марта, 08:29

Увлекательные приключения в фэнтези-мире, основанном на истории нашей Европы. Напоминает «Игру престолов» тем, что все интригуют, хотя секса и насилия в книге меньше, все-таки, сказывается гуманизм российской литературы. Понравилась главная героиня, настоящая сильная женщина, приятно такое читать. Есть два следующих романа цикла.

vova.n.74, Litres.ru, 22 марта, 12:51

Давно читал, нравился лёгкий язык и приключения. Герои были очень живые, необычные, за таких переживаешь. Сейчас добрался до последней книги и понял, к чему все было в начале. Может, даже перечитаю.

CappelliMedallion, рекомендательный сервис LiveLib, 06.03.2018

Оценка CappelliMedallion:  5

Трилогия Бориса Толчинского «Наследники Рима»

Эта книга рассказывает об альтернативном будущем Рима, который со временем вовсе не распался, а обрел новую жизнь на новых землях, став со временем высокотехнологичной Аморийской Империей – роскошной, богатой и очень спесивой.

В центре повествования еще молодая и очень амбициозная аристократка, княгиня София Юстина, которая хочет стать премьер-министром. София красива, привлекательна, умна и… беспринцна, легко использует в своих целях мужа, любовника, друзей – всех, кто имел неосторожность поддаться ее обаянию.

Политическими противниками Софии конкурирующие представители аморийской знати, но в первую очередь это галлы – якобы смирившиеся вожди побежденной Нарбоннской Галлии Крун, и его сын, молодой Варг. Крун, впрочем, относительно быстро сходит со сцены, его сын… ну, конечно, замышляет мятеж!

Замысел, надо сказать, слишком смелый и поначалу, с учетом разницы в технике и мощи этих стран, наводит на мысли о глупости Варга, но не так все просто… Как бы ни была роскошна Аморийская Империя, изнутри ее подтачивают интриги аристократов и ересь. Ересь воплощают еще два героя романа – еретики Ульпины (отец и сын, а вовсе не братья).

Мотивы Ульпинов на мой вкус достаточно безумны – они принципиально хотат разрушить «вертикаль власти» империи. То ли сами в глубине уши хотят власти, то ли, государственная религия аватарианства (сменившая прежнее римское язычество) и впрямь им противна как обман. В любом случае, Ульпины и Варг находят друг друга. Что тут сказать… трилогия длинная, ситуации вокруг наследников Рима поменяются много раз. София пройдет долгий путь борьбы за власть с переменным успехом. Ее политический оппонент (и дядя), Корнелий Марцеллин, такой же беспринципный тип, как и племянница, окажется вовлеченным в ту же игру. Империю ждут не лучшие времена, но и Нарбоннскую Галлию тоже ждут не радостные перспективы.

Книга, надо сказать, роскошна описаниями мира – городов, людей, ритуалов, толпы, мятежей. Хороших в общепринятом смысле героев там нет или они где-то на третьестепенных ролях. Много (в пропорции) персонажей-женщин, все красавицы, почти у всех те или иные проблемы с нравственностью. Очень закрученная политическая интрига.

Попытки извлечь из повествования банальную мораль кончаются ничем (по мне так это достоинство), хотя… амбиции никогда не будут удовлетворены, сколько человеку ни дай. За борьбой якобы за свободу может скрываться нечто бесконечно далекое от добра. Империя, которая придавила весь мир, неизбежно идет к краху. Герои, впрочем, вызывают сочувствие, и что-то доброе у них в душе временами проглядывает сквозь спесь патрициев жестокость политиков.

Кроме закрученного сюжета и жесткой драмы книга еще и выгодно отличается добротностью повествования и качественно проработанным миром.

Искренне ваш, Медальон.

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/review/929630-nasledniki-rima-boris-tolchinskij

d.xenon, OZON.ru, 09.02.2018

Достоинства
Крутая пафосная книга о Риме, который в другом мире дотянул до наших дней и гнобит варварские народы, за что в конце концов должен получить неприятности. Очень резкая политика, очень подлые интриги, красивые и беспринципные женщины у власти.

Недостатки
Специфический стиль повествования нужно принять как должное. У антифеминистов будет бомбить.

Комментарий
Рекомендуется тем, кто устал от унылой литературы про бесконечных попаданцев, а квазиистории хочется.


ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ до 2018 года

Необходимые пояснения.

1. Все отзывы, приведённые здесь, относятся к романам «Нарбоннский вепрь» и «Боги выбирают сильных» в редакциях 1999 года, которые были опубликованы отдельными книгами издательством «ОЛМА-Пресс». В книге 2017 года «Наследники Рима» публикуются исправленные и дополненные редакции обоих этих романов, а также — впервые — роман «Воскресшие и мстящие». Многие отзывы читателей уже учтены в этих романах.

2. Все отзывы взяты из открытых источников в сети интернет.1 Никто из авторов этих отзывов не является моим родственником или приятелем, никаких просьб написать отзывы на мои книги я им не высказывал, никаких договорённостей об этом не было и нет. Это именно отзывы читателей, нашедших, прочитавших и оценивших мои романы по собственной инициативе.


1  Кроме отзыва проф. Е.В.Долговой, присланного автору по электронной почте.

alex8321, библиотека Фензин, 23.01.2008.

Книга, конечно, на ценителя, но разве мало читателей любят оценить первоклассно прописанные интриги, нестандартный мир, живых героев?

Кратко, о чем:

В результате падения, очевидно, метеорита, где-то в Сахаре в 1 веке н.э., прошлые цивилизационные центры уничтожены, произошли изменения географии, появилась таинственная субстанция – Эфир, а с помощью божественных аватаров возвышен один народ – аморийцы, который и создал Аморийскую империю (и да, Христос в этом мире неизвестен). Действия романа происходят через 17 столетий после катаклизма. Во всем мире царит лишь одна богохранимая Аморийская империя. Все остальные — варвары, подлежащие завоеванию и усмирению (а негры вообще идут как корм для выращивания зверей с ценными шкурками). В романе описан конфликт между Аморийской империей и Нарбоннской Галлией (кстати, населенной потомками викингов). Нет бело-черных героев, тщеславна «мудрая справедливость» София Юстина, сломлен Крун, противоречив понравившийся мне принц Варг, ужасна Кримхильда и Корнелий Марцеллин, коварен Марк Ульпин. Любовь и рознь этих и других героев крутит колесо истории, перемалывая слабых и возвышая сильных.

Вчитывалось трудно — интроверсии (ака пролог) скорее негатив2. Начало книги (часть 1) — неторопливо, с подробным описанием одежд персонажей (ей-богу, так женщины пишут), с постоянными остановками возле латинских цитат (перевод есть в конце книги), с привыканием к специфическому «высокому» книжному стилю разговора аморийцев (полный амфибрахий!) и отрада на «живой» речи галлов. Но так автор вводит читателя в специфику мира. Во 2 и 3 части действия начинают нарастать, герои оживать, становиться трудно оторваться. Финиш.

Вот такой вот коктейль — интриги, герои, мир, жизнь. Поставлю всё ж 10, книга порадовала.

2  В издании 2017 года обе интроверсии заменены «Краткой экспозицией» (см. на главной странице сайта), а их содержание отражено в отдельной новелле «Легенде о Фортунате» (прим. автора).

Регис, библиотека Фензин, 09.02.2008.

Рим. Извращённый, великолепный и осиянный благодатью богов Рим, точнее империя. книга хорошая, но это только затравка, к продолжению, книга сама по себе неплоха где-то баллов на 8-9, без ГГ, т.е. если кто-то решил почитать о том, как могучий мускулистый варвар-воин в одиночку забьёт Аморийскую империю, то здесь этого нет. Написано хорошо, мир достаточно оригинально исковеркан, персонажи описаны достаточно неплохо, не идеал конечно, особо понравился Варг в концовке книги и еретики Ульпины.

Жду продолжения.

Fenghuang, библиотека Флибуста, 21-07-2011.

В своё время произвело впечатление. Именно описанием всеразвращающей силы ВЛАСТИ! И мир прописан интересно, даром, что писал достаточно известный профессионал в своей области. Половых извращений, конечно, могло быть и поменьше, но это тоже примета своего времени.

Жаль, что было только две книги. Там явно предполагается тетралогия, а может, и пенталогия. Судя по тому, что автор с сюжетом обращается очень аккуратно. Хотя эротики, местами переходящей в хардкор, могло бы быть и поменьше.

Max Brown, библиотека Флибуста, 18-11-2011.

Книга поразила меня ещё в конце прошлого века неожиданным для тех времён цинизмом объяснения, почему именно люди, оказавшиеся волей судеб в политике, так быстро превращаются в негодяев, предателей или покойников.

Перечитывая десятилетием позже, обнаружил, что автор, тем не менее, даже в самых отвратительных персонажах ухитряется увидеть что-то хорошее.

Сюжет динамичен (правда, динамика начинается где-то со второй четверти книги, но имейте хоть немного терпения!), персонажи детальны и не картонны, мир проработан качественно.

Игорь Николаев, ЖЖ red-atomic-tank.livejournal.com, 01-06-2012.

Такое бывает, хотя и редко. Книга не то, чтобы не нравится… она скорее не укладывается в твои каноны увлекательного чтения. Но при этом цепляет и не позволяет отложить её в сторону. Сначала интересно, как разрулится какая-то конкретная “тактическая” ситуация”, затем – куда заведет какого-нибудь персонажа. А после уже ловишь себя на том, что ждешь – когда каждый получит своё и чем все это закончится.

Это про книгу Бориса Толчинского “Божественный мир”.

История его прочтения походила на американские горки: взлет – падение – снова взлет.

Сама по себе заглавная идея меня увлекла с ходу – мир победившей античности, это же здорово! Развитие цивилизации, не познавшей христианство и соответственно, его канонов, ставших для нас привычными и жизнеопределяющими. Это был взлет интереса.

Однако, дальше пришло время спуска, потому что автор избрал очень уж специфичную форму подачи сюжета, поневоле заставляющую вспомнить классический прием Deus ex machina. Здесь нет плавной эволюции строя, нет катаклизма или события, перечеркнувшего “христианскую” реальность. Смена декораций прописана нарочито прямолинейно, через божественное откровение и прямое вмешательство высших сил. Да и мощь сверхдержавы “Божественного Мира” основывается не на внутренней силе, не на социальном, административном и военном превосходстве, а первично проистекает из обладания неким артефактом (точнее, возможности пользоваться его энергией).

В общем, Мэри Сью в масштабах страны и народа… Это было падение, которое едва не заставило меня закрыть книгу.

А дальше произошло совершенно занимательное событие – я увлекся персонажами, интригой, и вся божественность, фантастические допущения и проч. перестали царапать восприятие.

В сущности, на таком специфическом, экстравагантном поле автор выстроил старую добрую историю столкновения культур и мотиваций. “Цивилизация” против “варварства”, “расчет” и “честь”, сложные многосоставные интриги и решение гордиевых проблем методом Александра Македонского. История о том, как люди разных культур просто не понимают друг друга, поэтому логичные и безупречно просчитанные действия приводят к хаосу и повальной резне.

В общем и целом это похоже на ПЛиО Мартина, только без чудовищного многословия и занудного внимания к малосущественным мелочам.

Не могу однозначно рекомендовать, книга слишком необычна по замыслу и композиции.

Но моё личное впечатление по гамбургскому счету весьма положительное.

Да, и ещё я не припомню, чтобы когда-либо раньше главные персонажи женскаго полу одновременно интересовали, отчасти восхищали, бесили и заставляли надеяться на их бесславную кончину, хотя бы карьерную (да, вот такая я сексистская свинья).

Frontlander, форум «Ваш ТОП 5 (книги)» журнала «Мир фантастики», 30.05.2013

Цикл “Божественный мир” Бориса Толчинского, в особенности первая книга “Нарбоннский вепрь”. К сожалению, недооцененный, малоизвестный и неоконченный цикл, похожий на “Вейскую империю” [Юлии Латыниной], но густо замешанный на религии. Тем, кому нравится “Вейская империя” и альтисторическая фантастика с большим количеством интриг – рекомендую.

Елена Долгова, фантаст, член Союза писателей России, профессор-кибернетик

«Божественный мир» — цикл фантастических романов Бориса Толчинского про Аморийскую империю, прямую наследницу Рима, в результате исторических событий, и немного, возможно, вмешательства неких сил, возникшую на Африканском континенте. Название вымышленной страны вызывает ассоциации и одной из византийских династий, а само повествование насыщено политической интригой, сценами кровавых битв, беспощадных и внешне бессмысленных мятежей, роскошного быта и весьма свободных нравов аморийцев. Автор придумал оригинальную мифологию, положенную в основу общественной системы «Божественного мира» — империи аморийцев, которая в неком альтернативном будущем правит миром и подавляет более молодые варварские народы. Впрочем, над головами героев книги понемногу собираются тучи — юный вождь Нарбоннской Галлии Варг готов бросить вызов древней мощи, высоким технологиям и машине подавления Аморийской империи.

Книги отличаются специфическими оригинальным эмоциональным стилем, главные герои — характеры яркие, сильные и показаны во всей полноте — со своими взлетами и падениями, тайными пороками и сильными сторонами. Амбиции и великодушие, ненависть и любовь приводят к запутанной череде событий, а серьезные политические и военные разборки соседствуют с озорным юмором.

Рекомендуется любителям альтернативной истории и ценителям лихо закрученной политической интриги, эстетам Рима и Византии.

Не особо рекомендуется поклонникам исторических попаданцев всех мастей, по одной простой причине — попаданцев там нет.